Россия > Ныроб > Июль 2009, Романовский сад и Свято-Никольский родник (25 Фото)
Июль 2009, Романовский сад и Свято-Никольский родник
Ныроб - посёлок городского типа (с 2006) на севере Пермского края, в Чердынском районе (40 км к северу от Чердыни). Вместе с прилегающей территорией образует Ныробское городское поселение. Население - 7,5 тыс. чел.Часовой пояс - UTC+5, летом UTC+6
Первое письменное упоминание о деревне Ныробке относится к 1579 году.
Ныр в коми-пермяцком языке означает «нос», ыб – «поле», т. е. «Носово поле», или «поле Носа» (в 1579 году в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов).
В 1601 году сюда был сослан (и вскоре здесь умер) Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Фёдоровича (первого царя династии Романовых). Впоследствии жители Ныроба были награждены обельной грамотой (освобождены от налогов) за то, что помогали ссыльному вопреки воле тюремщиков.
В 1913 году в Ныробе отбывал ссылку будущий маршал Советского Союза и нарком обороны К. Е. Ворошилов.
В периоды 27 февраля 1924—10 июня 1931 года и 20 октября 1931—4 ноября 1959 года был центром Ныробского района
Примерно на полдороги от Чердыни к Ныробу находится старинное село Камгорт ("новый дом" по-коми-пермяцки). Это камгортская церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Река Колва, недалеко от Ныроба.
В лесу на пути к Ныробу
Просёлочная дорога на пути к Ныробу
Лес, не доезжая до Ныроба километров десять.
К сожалению, мы были в Ныробе всего около часа, так что рассказ будет не такой подробный, как хотелось бы.
Первое, что встречает глаз на въезде в Ныроб - это заборы с колючей проволокой. Ещё с 17 века, по традиции, заложенной Борисом Годуновым, сюда ссылали неугодных режиму. А уж в советское время весь север Пермской области превратился в край лагерей и тюрем. В Ныробе вся жизнь его жителей неразрывно связана с "зоной" - бОльшая часть населения там работает - начальством, в охране, обслуживающим персоналом. "Вольные" зэки с поселения работают на лесобирже - на фотографии как раз она.
Первое, что встречает глаз на въезде в Ныроб - это заборы с колючей проволокой. Ещё с 17 века, по традиции, заложенной Борисом Годуновым, сюда ссылали неугодных режиму. А уж в советское время весь север Пермской области превратился в край лагерей и тюрем. В Ныробе вся жизнь его жителей неразрывно связана с "зоной" - бОльшая часть населения там работает - начальством, в охране, обслуживающим персоналом. "Вольные" зэки с поселения работают на лесобирже - на фотографии как раз она.
На другой стороне улицы тоже территория лесобиржи. Огромные горы опилок, из которых вполне можно было бы делать что-то полезное, гниют под снегом и дождём, делая вид посёлка ещё более печальным.
Мы подъехали к главной цели нашего путешествия - Романовскому саду. Напомню немного историю. Конец 16-начало 17 веков не зря называют Смутным временем. После смерти Ивана Грозного власть пришла в упадок, и трон мог занять любой из дворян - если соберёт достаточно сторонников. Наконец, на троне оказался Борис Годунов. Среди авторитетных московских бояр в те годы был не последним Никита Романов, брат первой жены Ивана Грозного Анастасии. У него было пятеро сыновей. На смертном одре Никита поручил Борису Годунову заботу о своих детях, и тот дал «клятву к великому боярину иметь о его чадех соблюдение».
Но по прошествии некоторого времени Годунов стал опасаться за свою ослабевающую власть, у него появилось много возможных соперников, которых бояре хотели бы видеть на троне. И одними из опаснейших он считал братьев Романовых - так как они отличались добрым нравом, почтением к традициям, богобоязненностью. Годуновские приспешники подложили братьям мешок с "колдовскими кореньями", и их осудили за якобы злокозненные намерения к царю Борису и ядоварение. Старшего брата, Фёдора (отца будущего царя Михаила) постригли в монастырь и разлучили с семьёй, остальных тоже выслали в разные края Руси. Самого опасного по мнению Годунова, красивого, образованного, доброго и благочестивого Михаила Никитича Романова выслали в самые гиблые края - деревню Ныробку...
Но по прошествии некоторого времени Годунов стал опасаться за свою ослабевающую власть, у него появилось много возможных соперников, которых бояре хотели бы видеть на троне. И одними из опаснейших он считал братьев Романовых - так как они отличались добрым нравом, почтением к традициям, богобоязненностью. Годуновские приспешники подложили братьям мешок с "колдовскими кореньями", и их осудили за якобы злокозненные намерения к царю Борису и ядоварение. Старшего брата, Фёдора (отца будущего царя Михаила) постригли в монастырь и разлучили с семьёй, остальных тоже выслали в разные края Руси. Самого опасного по мнению Годунова, красивого, образованного, доброго и благочестивого Михаила Никитича Романова выслали в самые гиблые края - деревню Ныробку...
Ворота Романовского сада. На них висит объявление: "Уважаемые туристы! Пожалуйста, закрывайте за собой вход в Романовский сад!"
Вход в сад абсолютно свободный и бесплатный, но ворота закрывать необходимо от коров, коз и овец, свободно пасущихся по улицам.
Вход в сад абсолютно свободный и бесплатный, но ворота закрывать необходимо от коров, коз и овец, свободно пасущихся по улицам.
Такие кривенькие, "обветренные" кедры растут там, в Романовском саду.
Над ямой стояла сначала деревянная, а затем каменная часовня Во Имя Архангела Михаила (духовного покровителя Михаила Романова). В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу, где Романов принял мученическую смерть. По случаю 300-летия Дома Романовых вокруг часовни была поставлена железная ограда на каменных столбах.
В 30-е годы XX века часовня была разобрана, украшения с ограды сбиты, а на месте сквера был устроен парк отдыха.
В начале XXI века над ямой поставили ажурную металлическую конструкцию, стилизованную под часовню.
В 30-е годы XX века часовня была разобрана, украшения с ограды сбиты, а на месте сквера был устроен парк отдыха.
В начале XXI века над ямой поставили ажурную металлическую конструкцию, стилизованную под часовню.
Как я ни старалась снять яму так, чтобы текст на доске был читабелен, не получилось.
Из Большой биографической энциклопедии: В Ныроб Романов привезен был в зимой в начале 1601 года под присмотром пристава Романа Андреева Тушина и шести человек стражи. Тушин распорядился выкопать землянку на том месте, где они остановились. Погода была ненастная, снег валил хлопьями, шесть сторожей принялись копать яму, и Михаил Никитич, выйдя из кибитки, смотрел на их работу. Он был высокого роста и обладал такой силой, что в порыве горести и ожесточения схватил стоявшую около него кибитку и отбросил ее от себя шагов на десять, тогда как шесть сторожей едва могли сдвинуть ее с места.
Землянку прикрыли сверху досками, сделав отверстие, через которое едва проникал свет. С наступлением сильных холодов в землянке устроили небольшую печь — и, к довершению злоключений закованного в тяжелые кандалы Михаила Никитича прибавился удушливый смрад от дыма. Пища его состояла только из хлеба и воды, да и то в небольшом количестве; подавали пить и есть через упомянутое отверстие в потолке.
Весной жители Ныробки постарались облегчить участь узника, тайком доставляя ему пищу. Они наливали в берестяные дудочки молоко и масло, давали их вместе с разными съестными припасами детям и посылали их к землянке; дети делали вид, что играют около нее, и незаметно опускали в отверстие все, что получали от родителей; так же поступали и взрослые ныробцы, будто бы из любопытства приходя к землянке.
Один из жителей Ныроба, — как предполагают, тот, в доме которого жил пристав Тушин, — донес ему об этом из желания подслужиться к нему. Чтобы удостовериться в правильности доноса, Тушин пошел прогуляться у землянки, а крестьянские дети, ничего не подозревая, по обыкновению прибежали с припасами и стали спускать их. Тушин велел схватить детей и начал расспрашивать, кто научил их приносить пищу? Перепуганные дети ответили, что делали это по приказанию родителей. По одному преданию, Тушин немедленно донес об этом царю Борису, который велел пять ныробцев увезти в Казань и подвергнуть жестоким пыткам; один из них во время пыток умер, а остальные возвратились домой, как говорят, уже в царствование Шуйского. Другое предание приписывает самому Тушину отсылку шести человек прямо в Москву, за крепким караулом, откуда в царствование Шуйского вернулись будто бы только два человека, рассказывавшие, что четверо умерли, не выдержав пыток и тюремного заключения.
Михаил Никитич, просидев год в землянке, скончался. Был слух, что его уморили с голоду сторожа, которые привыкли к табаку и вину, а в Ныробе не могли достать ни того, ни другого. По свидетельству Миллера, Михаил Никитич "был удавлен", но профессор Казанского Университета H.П.Вагнер, посетивший в 1850-х годах место ссылки и заключения Михаила Никитича, пишет: "Бывши сам несколько раз в помянутом подземелье, думаю, что Михайло Никитич умер не насильственною смертью, а еще удивляюсь, как он мог прожить год в такой тесной и сырой яме".
Из Большой биографической энциклопедии: В Ныроб Романов привезен был в зимой в начале 1601 года под присмотром пристава Романа Андреева Тушина и шести человек стражи. Тушин распорядился выкопать землянку на том месте, где они остановились. Погода была ненастная, снег валил хлопьями, шесть сторожей принялись копать яму, и Михаил Никитич, выйдя из кибитки, смотрел на их работу. Он был высокого роста и обладал такой силой, что в порыве горести и ожесточения схватил стоявшую около него кибитку и отбросил ее от себя шагов на десять, тогда как шесть сторожей едва могли сдвинуть ее с места.
Землянку прикрыли сверху досками, сделав отверстие, через которое едва проникал свет. С наступлением сильных холодов в землянке устроили небольшую печь — и, к довершению злоключений закованного в тяжелые кандалы Михаила Никитича прибавился удушливый смрад от дыма. Пища его состояла только из хлеба и воды, да и то в небольшом количестве; подавали пить и есть через упомянутое отверстие в потолке.
Весной жители Ныробки постарались облегчить участь узника, тайком доставляя ему пищу. Они наливали в берестяные дудочки молоко и масло, давали их вместе с разными съестными припасами детям и посылали их к землянке; дети делали вид, что играют около нее, и незаметно опускали в отверстие все, что получали от родителей; так же поступали и взрослые ныробцы, будто бы из любопытства приходя к землянке.
Один из жителей Ныроба, — как предполагают, тот, в доме которого жил пристав Тушин, — донес ему об этом из желания подслужиться к нему. Чтобы удостовериться в правильности доноса, Тушин пошел прогуляться у землянки, а крестьянские дети, ничего не подозревая, по обыкновению прибежали с припасами и стали спускать их. Тушин велел схватить детей и начал расспрашивать, кто научил их приносить пищу? Перепуганные дети ответили, что делали это по приказанию родителей. По одному преданию, Тушин немедленно донес об этом царю Борису, который велел пять ныробцев увезти в Казань и подвергнуть жестоким пыткам; один из них во время пыток умер, а остальные возвратились домой, как говорят, уже в царствование Шуйского. Другое предание приписывает самому Тушину отсылку шести человек прямо в Москву, за крепким караулом, откуда в царствование Шуйского вернулись будто бы только два человека, рассказывавшие, что четверо умерли, не выдержав пыток и тюремного заключения.
Михаил Никитич, просидев год в землянке, скончался. Был слух, что его уморили с голоду сторожа, которые привыкли к табаку и вину, а в Ныробе не могли достать ни того, ни другого. По свидетельству Миллера, Михаил Никитич "был удавлен", но профессор Казанского Университета H.П.Вагнер, посетивший в 1850-х годах место ссылки и заключения Михаила Никитича, пишет: "Бывши сам несколько раз в помянутом подземелье, думаю, что Михайло Никитич умер не насильственною смертью, а еще удивляюсь, как он мог прожить год в такой тесной и сырой яме".
Ажурная "часовенка" над ямой. Кто-то повесил веночек.
Кедры из Романовского сада, растут прямо спиралью какой-то.
Постоянно в Ныробе слышали фразу: "Это зэки делали". Эти столбики с изразцами - тоже их работа. Внутри сада ещё ничего, а вот по углам со стороны улицы все изразцы отбиты - местные лихачи на машинах и мотоциклах врезаются.
Вид из Романовского сада на памятник архитектуры 18 века, Свято-Никольскую церковь.
С сайта Пермской епархии:
Свято-Никольский храм - это первый храм в Ныробе, который возник благодаря явлению иконы Святителя Николая в 1613 г. В XVII веке Алексей Михайлович повелел здесь построить церковь Николая Чудотворца (строительство было закончено в 1704 г.). Богато украшенный резьбой, каменный храм похож на узорочные церкви Соликамска и является единственным памятником Чердынского края, в котором использовано так много украшений барочного типа. Равные ему можно найти только в Соликамске, Великом Устюге и Вологде.
В стенах храма реставраторы обнаружили ниши с глиняными сосудами, которые улучшали акустику.
В храме сохранились старинные фрески, которыми храм был украшен еще в начале XVIII века. На одной из них - святой мученик Христофор, который почитается как покровитель охотников.
Очевидно, под впечатлением необыкновенной красоты церкви возникла легенда о строителях, возводивших ее будто бы не на глазах у жителей, а глубокими ночами. На свет она явилась будто враз, как только поставили главы и кресты.
В советские годы в помещении храма располагалась почта. И лишь в 1995 г. состоялось первое богослужение. Однако восстановление храма началось только во второй половине 90-х годов. А бывший ныробский заключенный Борис Сашин, обойдя в конце 90-х годов прошлого века многие московские монастыри, отвез в Ныроб некоторую сумму пожертвований и очень много духовной литературы.
Свято-Никольский храм - это первый храм в Ныробе, который возник благодаря явлению иконы Святителя Николая в 1613 г. В XVII веке Алексей Михайлович повелел здесь построить церковь Николая Чудотворца (строительство было закончено в 1704 г.). Богато украшенный резьбой, каменный храм похож на узорочные церкви Соликамска и является единственным памятником Чердынского края, в котором использовано так много украшений барочного типа. Равные ему можно найти только в Соликамске, Великом Устюге и Вологде.
В стенах храма реставраторы обнаружили ниши с глиняными сосудами, которые улучшали акустику.
В храме сохранились старинные фрески, которыми храм был украшен еще в начале XVIII века. На одной из них - святой мученик Христофор, который почитается как покровитель охотников.
Очевидно, под впечатлением необыкновенной красоты церкви возникла легенда о строителях, возводивших ее будто бы не на глазах у жителей, а глубокими ночами. На свет она явилась будто враз, как только поставили главы и кресты.
В советские годы в помещении храма располагалась почта. И лишь в 1995 г. состоялось первое богослужение. Однако восстановление храма началось только во второй половине 90-х годов. А бывший ныробский заключенный Борис Сашин, обойдя в конце 90-х годов прошлого века многие московские монастыри, отвез в Ныроб некоторую сумму пожертвований и очень много духовной литературы.
Справа хорошо виден знаменитый "жучковый орнамент" или "жужалица" (как буквы Ж, стоящие рядом), часто встречающийся в архитектуре церквей "русского барокко", особенно на Урале. В нём зашифрованы буквы I и Х - "Иисус Христос".
Рядом с церковью стоит крест в память о репрессированных.
С сайта Пермского краевого отделения международного общества "Мемориал":
Православный крест. Постоянный мемориальный знак.
Материал: дерево. Высота - 3 м.
Координаты: 60°44,044' и 056° 43,183'
Установлен по инициативе администрации посёлка Ныроб и школьного краеведческого клуба «Патриот» 1 ноября 2003 года.
Надпись на табличке: «Знак установлен в память о репрессированных россиянах. 1 ноября 2003».
Автор памятника: Ю. Шинкоренко.
С сайта Пермского краевого отделения международного общества "Мемориал":
Православный крест. Постоянный мемориальный знак.
Материал: дерево. Высота - 3 м.
Координаты: 60°44,044' и 056° 43,183'
Установлен по инициативе администрации посёлка Ныроб и школьного краеведческого клуба «Патриот» 1 ноября 2003 года.
Надпись на табличке: «Знак установлен в память о репрессированных россиянах. 1 ноября 2003».
Автор памятника: Ю. Шинкоренко.
Недалеко от церкви, на улице Ворошилова - магазин, построенный как старинный амбар (думаю, это и есть старинной постройки здание, по крайней мере, начала 20 века). Очень высоко крыша, очень высокие дверные проёмы. Навес на высоченных столбах.
Лабаз, вид анфас:)) Не смогла его сфотографировать "в полный рост", на самом деле эта лестница раза в три длиннее, да ещё внутри поднимается наверх. Не знаю, зачем это было нужно, явно какое-то подсобное строение, типа склада было.
На вывеске в стиле Пиросмани какие-то смутные надписи: "Работаем без выходных", "Не пожалеешь" и "Наши цены не кусаются" только разобрала. А называется магазин "Залина". Внутри продают всё - от полотенец-трусов-бейсболок и детских велосипедиков до колбасы и мази от комаров. Ничего "специфически ныробского" я так и не нашла там, сколько ни вглядывалась.
На вывеске в стиле Пиросмани какие-то смутные надписи: "Работаем без выходных", "Не пожалеешь" и "Наши цены не кусаются" только разобрала. А называется магазин "Залина". Внутри продают всё - от полотенец-трусов-бейсболок и детских велосипедиков до колбасы и мази от комаров. Ничего "специфически ныробского" я так и не нашла там, сколько ни вглядывалась.
Вид на улицу Ворошилова, напротив музея.
Улица Ворошилова напротив Романовского сада
Остановка на улице Ворошилова
Бок какого-то зданьица с заложенными кирпичами окнами - оказалось, это тоже памятник архитектуры, приходской дом начала 20 века.
Про родник и музей фотографии добавлю чуть позже.
Про родник и музей фотографии добавлю чуть позже.
Отличный фоторепортаж! Спасибо!
Спасибо за фото и подробные комментарии к ним. Отличный экскурс в историю России. Ждем фото родника и музея!
Интересная экскурсия. Спасибо.
Silent Hill)) жуть...
Очень интересно, спасибо.
Большое спасибо за отзывы! Очень рада, что многим это оказалось интересно.
Автору - благодарность за фотографии, комментарии! Спасибо - за то, что нашли "Ныроб", дали его исторический экскурс, историю, выложили виды. Да, это действитльно интересно: какая же все=таки у нас история и человеколюбия и человеконенавистничества и с низу, и с верху, а посередине - церковь, мирящая=примиряющая и тех, и других, дающая примром свои и делом, что у нас-то, не все потеряно, но пока и не все и приобретено.
Небо и церковные постройки - как надежда на лучшее, природа и житие людей - суровое предупреждние о том, чо было и что может быть, если нам оставаться без внутренней и внешней работы над собой и окружающим нас миром: суровым и не особо нас жалующим за наше бездействие, ленность и невежество. Спасибо за смелость.
Небо и церковные постройки - как надежда на лучшее, природа и житие людей - суровое предупреждние о том, чо было и что может быть, если нам оставаться без внутренней и внешней работы над собой и окружающим нас миром: суровым и не особо нас жалующим за наше бездействие, ленность и невежество. Спасибо за смелость.
Очень интересно. Церковь в Камгорте - есть фото поближе?
оооооооо интересный рассказ и фото понравилось
"лабаз" - это бывший кинотеатр, по крайней мере являлся таковым до начала 90-х. Не знаю как сейчас, но раньше если обойти это здание, то сзади можно было увидеть небольшую каменную пристройку - все что, осталось от колокольни разобранной в 30-ые годы.
Много раз слышала про Ныроб не очень хорошо - но увидела и мне очень-очень понравилось. Спасибо!!!
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.