Россия > Пятигорск > Мой Пятигорск (24 Фото)
Мой Пятигорск
Связь человека с местом его обитания - загадочна, но очевидна. Илитак: несомненна, но таинственна. Ведает ею известный древним genius loci,
гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с
их материальной средой. Для человека нового времени главные точки приложения
и проявления культурных сил - города. Их облик определяется гением места, и
представление об этом - сугубо субъективно....
П. Вайль
Пятигорск - особый город, подобного которому не найдешь ни в России, ни где-либо еще. Он удивляет целебной силой минеральных источников, дарующих избавление от множества недугов. Поражает живописностью окружающих ландшафтов, сводящих в единую картину цепь снеговых вершин на горизонте и причудливые очертания ближних гор, широкую долину Подкумка и громады белых скал, нависающих над городскими улицами. Необыкновенно красив и сам город, взбегающий на склоны Машука. Ему отдавали талант и знания знаменитые зодчие прошлого, сумевшие гармонически вписать свои дивные творения в окружающую природу.
А духовная атмосфера Пятигорска? Она тоже неповторима. Рожденная присутствием здесь великих сынов России культурная аура города бережно сохранялась и обогащалась местной интеллигенцией. Медики, педагоги, горные инженеры, духовенство, просвещенные предприниматели и офицеры задавали тон в здешнем обществе. Летом, во время курортного сезона, интенсивность духовной жизни возрастала стараниями приезжих из обеих столиц и крупных городов России.
Офицерский дом
Грот Лермонтова
Широкую известность грот получил после выхода в свет романа «Герой нашего времени» (1840 г.). Этот поэтический уголок Лермонтов избрал местом встречи своих героев - Веры и Печорина. Есть картина «Вид Пятигорска», написанная М. Ю. Лермонтовым в 1837 году, на которой изображён отрог Машука, где расположен грот и ведущая к нему аллея. Из большого грота, по словам доктора Ф. П. Конради, было интересно наблюдать за «водяным обществом» у Елизаветинского источника.
Широкую известность грот получил после выхода в свет романа «Герой нашего времени» (1840 г.). Этот поэтический уголок Лермонтов избрал местом встречи своих героев - Веры и Печорина. Есть картина «Вид Пятигорска», написанная М. Ю. Лермонтовым в 1837 году, на которой изображён отрог Машука, где расположен грот и ведущая к нему аллея. Из большого грота, по словам доктора Ф. П. Конради, было интересно наблюдать за «водяным обществом» у Елизаветинского источника.
Пройди много дорог, вернись к своему дому, и взгляни на все как будто в первый раз.....
Ниже и южнее католического костела, фасадом к Лермонтовскому скверу, находится старый незаметный дом с балконом и деревянным мостиком. Дом пользуется особой симпатией у краеведов, интересующихся его историей.
Известным владельцем этого дома был горный инженер Антон Иванович Незлобинский (1847-1899), сын русского священника и грузинки. Он работал на Водах с 1874 г. и принимал активное участие в исследованиях французских гидрогеологов Ж. Франсуа и Л. Дрю. Его имя ныне носит целебный источник (бывший – Михайловский) в Железноводске. Женившись в 1880-х годах на дочери местного жителя, Незлобинский стал владельцем этого особняка, в котором вскоре родились его дети. В 1890 г. лицевой фасад дома был переделан в «классическом стиле» по проекту архитектора Управления Вод А. М. Кочетова. Особняк был оштукатурен и украшен фронтонами со слуховыми окнами, пилястрами, волютами и изящным балконом. Под балконом, между окнами второго этажа, была сделана ниша с подковообразным наличником. Вероятно, ниша служила для лепного украшения или статуи. С западной стороны дом имел деревянную веранду, обращенную на Армянскую улицу (ныне – Гоголя).
Однако Незлобинский недолго прожил в этом уютном доме, в 1892 г. его перевели в приднепровский Екатеринослав. Особняк остался собственностью инженера. Его комнаты сдавались посетителям Вод, принося семье владельца небольшой доход. В мае 1899 г. инженер А. И. Незлобинский скончался. Его вдова еще долго сдавала дом.
Одним из жильцов особняка был доктор медицины Василий Александрович Кобылин (1847-1908), представитель старинного дворянского рода. Он был групповым врачом Кисловодска, а затем главным врачом Управления КМВ. Свыше 10 лет Кобылин возглавлял Русское Бальнеологическое общество после доктора С. А. Смирнова. В его гостеприимной квартире часто собиралась радикально настроенная интеллигенция, к которой относился и сам хозяин. За участие в декабрьских волнениях 1905 г. председатель местного комитета самообороны Кобылин был арестован и более года просидел в городской тюрьме, а местные газеты окрестили его «Президентом революции 1905 года в Пятигорске». Жена врача, художница-любитель Антонина Карловна Жмакина, открыла на квартире художественную студию для начинающих. Ее верным помощником в этом деле был знаменитый осетинский поэт и просветитель Коста Хетагуров, бывший ученик Академии художеств. Квартиру Кобылиных в этом доме посещали многие замечательные люди. А. К. Жмакина жила в этом доме до самой смерти в 1920 г. Другим известным жильцом дома Незлобинского был доктор Е. А. Ларин, который принимал больных на своей квартире круглый год. В советское время особняк стал обычным жилым домом с коммунальными квартирами и остается им и поныне. Здесь прошло детство внука А. И. Незлобинского, видного историка В. А. Кузнецова.
Известным владельцем этого дома был горный инженер Антон Иванович Незлобинский (1847-1899), сын русского священника и грузинки. Он работал на Водах с 1874 г. и принимал активное участие в исследованиях французских гидрогеологов Ж. Франсуа и Л. Дрю. Его имя ныне носит целебный источник (бывший – Михайловский) в Железноводске. Женившись в 1880-х годах на дочери местного жителя, Незлобинский стал владельцем этого особняка, в котором вскоре родились его дети. В 1890 г. лицевой фасад дома был переделан в «классическом стиле» по проекту архитектора Управления Вод А. М. Кочетова. Особняк был оштукатурен и украшен фронтонами со слуховыми окнами, пилястрами, волютами и изящным балконом. Под балконом, между окнами второго этажа, была сделана ниша с подковообразным наличником. Вероятно, ниша служила для лепного украшения или статуи. С западной стороны дом имел деревянную веранду, обращенную на Армянскую улицу (ныне – Гоголя).
Однако Незлобинский недолго прожил в этом уютном доме, в 1892 г. его перевели в приднепровский Екатеринослав. Особняк остался собственностью инженера. Его комнаты сдавались посетителям Вод, принося семье владельца небольшой доход. В мае 1899 г. инженер А. И. Незлобинский скончался. Его вдова еще долго сдавала дом.
Одним из жильцов особняка был доктор медицины Василий Александрович Кобылин (1847-1908), представитель старинного дворянского рода. Он был групповым врачом Кисловодска, а затем главным врачом Управления КМВ. Свыше 10 лет Кобылин возглавлял Русское Бальнеологическое общество после доктора С. А. Смирнова. В его гостеприимной квартире часто собиралась радикально настроенная интеллигенция, к которой относился и сам хозяин. За участие в декабрьских волнениях 1905 г. председатель местного комитета самообороны Кобылин был арестован и более года просидел в городской тюрьме, а местные газеты окрестили его «Президентом революции 1905 года в Пятигорске». Жена врача, художница-любитель Антонина Карловна Жмакина, открыла на квартире художественную студию для начинающих. Ее верным помощником в этом деле был знаменитый осетинский поэт и просветитель Коста Хетагуров, бывший ученик Академии художеств. Квартиру Кобылиных в этом доме посещали многие замечательные люди. А. К. Жмакина жила в этом доме до самой смерти в 1920 г. Другим известным жильцом дома Незлобинского был доктор Е. А. Ларин, который принимал больных на своей квартире круглый год. В советское время особняк стал обычным жилым домом с коммунальными квартирами и остается им и поныне. Здесь прошло детство внука А. И. Незлобинского, видного историка В. А. Кузнецова.
Известный врач и видный общественный деятель. С 1908 по 1918 г г. – председатель Русского Бальнеологического общества. Гимназический товарищ осетинского поэта Коста Хетагурова. В своем доме он открыл частную клинику. Во время первой мировой войны работал простым хирургом в госпитале Государственной Думы. Вернувшись в 1917 году в Пятигорск, лечил в своей клинике раненых и сыпнотифозных больных. Умер, заразившись от своих пациентов сыпным тифом. Похоронен на старом пятигорском кладбище. На его доме, ставшем одним из корпусов санатория «Тарханы», установлена мемориальная доска.
Вдоль южной стороны пр. Кирова, между вокзалом и городским парком, на целый квартал растянулось, скрытое за деревьями бульвара и скверов, величественное здание с монументальными колонными портиками. Это первая капитальная грязелечебница на КМВ, одно из красивейших зданий Пятигорска. С 1895 г. главная грязелечебница Пятигорска помещалась в тесных и мало приспособленных для этих целей кабинах небольших Ермоловских ванн, а потребность в лечении такого рода и в специально оборудованном здании росла с каждым годом. Первые проекты грязелечебницы появились в 1903 г.
Когда летом 1910 г. пятигорчане узнали о намерении министерства построить грязелечебницу в Ессентуках, в столицу полетел поток телеграмм и писем от взволнованных горожан: врачей, инженеров, владельцев домов и отелей. Они умоляли министра выстроить грязелечебницу вначале в Пятигорске, курортам которого грозил упадок. Более всех усердствовала полковница Эрминия Кухаренко, завалившая министра письмами. Правительство пошло навстречу пятигорчанам и предложило директору Вод С. В. Тиличееву выбрать место для грязелечебницы. После долгих дебатов постройка была намечена близ Казенного сада, на большом и ровном Александровском плацу, который безвозмездно передала Управлению Вод городская дума. Грязелечебница и ее хозяйственные здания должны были занять всю территорию плаца.
Вечером 20 мая 1912 г. состоялась торжественная закладка пятигорской грязелечебницы, а 1 июля в честь окончания фундаментных работ и начала возведения стен был совершен торжественный молебен. В начале сентября 1912г. первый этаж был закончен и началась кладка сводов. В ноябре были закончены работы на крыше, а фасад здания освобожден от лесов. В 1913 г. велась постройка зданий в хозяйственном дворе, монтаж оборудования и прокладка трубопровода под надзором инженера М. Г. Мельникова. Скромный декор грязелечебницы был выполнен петербургскими скульпторами Л. А. Дитрихом и В. В. Козловым, которые часто сотрудничали с зодчим Перетятковичем. Мебель для лечебницы была изготовлена по рисункам Е. Ф. Шреттера. 8 сентября 1913 г. было совершено освещение восточного крыла (мужское отделение) лечебницы для местного грязелечения, названной Романовской, в честь 300-летия Дома Романовых. А полное ее открытие для больных последовало 5 мая 1914 г. В зале ожидания были установлены изображения Романовых работы И. Е. Репина – первого царя Михаила Федоровича и императора Николая II.
Когда летом 1910 г. пятигорчане узнали о намерении министерства построить грязелечебницу в Ессентуках, в столицу полетел поток телеграмм и писем от взволнованных горожан: врачей, инженеров, владельцев домов и отелей. Они умоляли министра выстроить грязелечебницу вначале в Пятигорске, курортам которого грозил упадок. Более всех усердствовала полковница Эрминия Кухаренко, завалившая министра письмами. Правительство пошло навстречу пятигорчанам и предложило директору Вод С. В. Тиличееву выбрать место для грязелечебницы. После долгих дебатов постройка была намечена близ Казенного сада, на большом и ровном Александровском плацу, который безвозмездно передала Управлению Вод городская дума. Грязелечебница и ее хозяйственные здания должны были занять всю территорию плаца.
Вечером 20 мая 1912 г. состоялась торжественная закладка пятигорской грязелечебницы, а 1 июля в честь окончания фундаментных работ и начала возведения стен был совершен торжественный молебен. В начале сентября 1912г. первый этаж был закончен и началась кладка сводов. В ноябре были закончены работы на крыше, а фасад здания освобожден от лесов. В 1913 г. велась постройка зданий в хозяйственном дворе, монтаж оборудования и прокладка трубопровода под надзором инженера М. Г. Мельникова. Скромный декор грязелечебницы был выполнен петербургскими скульпторами Л. А. Дитрихом и В. В. Козловым, которые часто сотрудничали с зодчим Перетятковичем. Мебель для лечебницы была изготовлена по рисункам Е. Ф. Шреттера. 8 сентября 1913 г. было совершено освещение восточного крыла (мужское отделение) лечебницы для местного грязелечения, названной Романовской, в честь 300-летия Дома Романовых. А полное ее открытие для больных последовало 5 мая 1914 г. В зале ожидания были установлены изображения Романовых работы И. Е. Репина – первого царя Михаила Федоровича и императора Николая II.
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж... Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
А если спросит кто-нибудь...
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был;
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю....................
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж... Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
А если спросит кто-нибудь...
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был;
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю....................
Беседка "Эолова арфа"
Пятигорский трамвай
В 1902 г. акционерное общество «Сименс и Гальске» за 493 тысяч рублей обязалось поставить все необходимые материалы и провести двухколейную (узкоколейную) линию от вокзала до Елизаветинской (ныне Академический) галереи и одноколейную линию от галереи до Провала. Эта же компания выделила подвижной состав, выстроила электростанцию и депо для вагонов. Построенную близ Ессентуков гидроэлектростанцию „Белый Уголь“ по праву можно считать одной из первых в России.
Пуск пятигорского трамвая явился событием настолько значительным — первый трамвай был пущен 1 сентября 1903 года, — что был приурочен к 100-летию курортов КавМинВод, а на пробном открытии движения присутствовали сам Его Высочество принц Александр Петрович Ольденбургский и министр А.С. Ермолов. Через две недели, после тщательной приёмки Управлением Вод всего сооружения, началось регулярное движение трамваев (регулярная эксплуатация трамваев с пассажирами началась 5 мая 1904). В то время в городе было всего два маршрута «Вокзал» – «городской Парк» - «Цветник» – «Сабанеевские ванны» (у Елизаветинской галереи) и «Цветник» – «Провал» общей протяженностью 8,2 км. На линиях эксплуатировалось 12 моторных вагонов и несколько открытых прицепов.
Разруха, наступившая после Октябрьской революции 1917 г., коснулась и транспортного хозяйства. В годы гражданской войны трамвай практически не работал. В 1918 г. по инициативе С.М. Кирова на базе ремонтных мастерских Пятигорского трамвайного депо был организован патронно-пульный завод, изготовивший для Красной Армии около 30 млн. патронов.
В 1902 г. акционерное общество «Сименс и Гальске» за 493 тысяч рублей обязалось поставить все необходимые материалы и провести двухколейную (узкоколейную) линию от вокзала до Елизаветинской (ныне Академический) галереи и одноколейную линию от галереи до Провала. Эта же компания выделила подвижной состав, выстроила электростанцию и депо для вагонов. Построенную близ Ессентуков гидроэлектростанцию „Белый Уголь“ по праву можно считать одной из первых в России.
Пуск пятигорского трамвая явился событием настолько значительным — первый трамвай был пущен 1 сентября 1903 года, — что был приурочен к 100-летию курортов КавМинВод, а на пробном открытии движения присутствовали сам Его Высочество принц Александр Петрович Ольденбургский и министр А.С. Ермолов. Через две недели, после тщательной приёмки Управлением Вод всего сооружения, началось регулярное движение трамваев (регулярная эксплуатация трамваев с пассажирами началась 5 мая 1904). В то время в городе было всего два маршрута «Вокзал» – «городской Парк» - «Цветник» – «Сабанеевские ванны» (у Елизаветинской галереи) и «Цветник» – «Провал» общей протяженностью 8,2 км. На линиях эксплуатировалось 12 моторных вагонов и несколько открытых прицепов.
Разруха, наступившая после Октябрьской революции 1917 г., коснулась и транспортного хозяйства. В годы гражданской войны трамвай практически не работал. В 1918 г. по инициативе С.М. Кирова на базе ремонтных мастерских Пятигорского трамвайного депо был организован патронно-пульный завод, изготовивший для Красной Армии около 30 млн. патронов.
"Остап бил наверняка. Пятигорцы в Провал не ходили, а с советского туриста содрать десять копеек за вход «куда-то» не представляло ни малейшего труда. Часам к пяти набралось уже рублей шесть..... В то время как великий комбинатор ловко торговал видом на малахитовую лужу, Ипполит Матвеевич, сгорбясь и погрязая в стыде, стоял под акацией и, не глядя на гуляющих, жевал три врученные ему фразы: — Месье, же не манж... Гебен зи мир битте... Подайте что-нибудь депутату Государственной думы... Подавали не то чтоб мало, но как-то невесело. Однако, играя на чисто парижском произношении слова «манж» и волнуя души бедственным положением бывшего члена Госдумы, удалось нахватать медяков рубля на три...."
Китайская беседка
Дача Клёпина
у подножия Горячей горы
Прекрасная все же штука,
Манящая, как звезда,
Здесь у подножья Машука
Живая течет вода.
И тут же на скалах стертых,
Уступах древних, крутых,
Радон воскрешает из мертвых
И делает лучше живых.
Ю.Щербаков (Татарстан)
Нижние родоновые ванны
Манящая, как звезда,
Здесь у подножья Машука
Живая течет вода.
И тут же на скалах стертых,
Уступах древних, крутых,
Радон воскрешает из мертвых
И делает лучше живых.
Ю.Щербаков (Татарстан)
Нижние родоновые ванны
Пироговские ванны
Где-то тут жила княжна Мэри
Кофейня Гукасова
место дуэли М.Ю. Лермонтова
театр оперетты
Лермонтовская галерея
Лермонтовская галерея — гимн эклектике и модерну. Оригинальность инженерного решения, форм и конструкций (металл и стекло) ставят ее, а равно и галерею в Железноводске да, пожалуй, и в Ессентуках, особняком в архитектуре предреволюционной России. Металлическая архитектура XIX — XX веков была одним из тех направлений, которые оказали влияние на развитие современного зодчества. Сборные конструкции из металла и стекла нашли применение в выставочном строительстве — оригинальные павильоны появились на всемирной выставке в Париже, в Лондоне был построен Кристалл Паллас (Хрустальный дворец), а в России их впервые применили при устройстве промышленной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Лермонтовская галерея — гимн эклектике и модерну. Оригинальность инженерного решения, форм и конструкций (металл и стекло) ставят ее, а равно и галерею в Железноводске да, пожалуй, и в Ессентуках, особняком в архитектуре предреволюционной России. Металлическая архитектура XIX — XX веков была одним из тех направлений, которые оказали влияние на развитие современного зодчества. Сборные конструкции из металла и стекла нашли применение в выставочном строительстве — оригинальные павильоны появились на всемирной выставке в Париже, в Лондоне был построен Кристалл Паллас (Хрустальный дворец), а в России их впервые применили при устройстве промышленной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Красивые пейзажи!
Красиво! Интересно увидеть то, что видел недавно, в таком варианте!
Спасибо, элегия в фото, завораживает
Фото будто из другой эпохи, очаровывают) В последнее время на сайте масса потрясающе красивых галерей, это радует!
Отличная галерея!
ВАУУУУУ!!! Это что-то.... такого я давно не видела, а может и вообще никогда.... Это Ваши работы?
Спасибо всем огромное! Да это мои работы. Собирал и обрабатывал коллекцию, если так можно назвать, два года.
Да вы можете книгу-альбом выпускать! очень интересная работа. со вкусом сделано.
Дааааа. Все в развалинах...
Костя, Ваши фотогалереи очень содержательны и выразительны.
dfktynbyf_55 Спасибо большое!
Очень красивые фотографии и шикарная обработка! Сам Пятигорчанин и обожаю наш город. Автор, можно узнать Вашу почту? Если Вас не затруднит, отправьте мне что-нибудь на ptg.net@ya.ru. Заранее благодарю!
Редко встретишь при демонстрации различных фотографий - исторический экскурс. Здесь он присутствует. Спасибо.
Пятигорск несколько в другом ракурсе. Старина и динамика. https://yadi.sk/i/8VYPSoYDFDqiQQ
А это Места связанные с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. https://yadi.sk/i/gGzKtPB6k90Tmw
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.