Россия >
Пятигорск >
Мой Пятигорск (24 Фото)
Мой Пятигорск
Связь человека с местом его обитания - загадочна, но очевидна. Илитак: несомненна, но таинственна. Ведает ею известный древним genius loci,
гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с
их материальной средой. Для человека нового времени главные точки приложения
и проявления культурных сил - города. Их облик определяется гением места, и
представление об этом - сугубо субъективно....
П. Вайль
Пятигорск - особый город, подобного которому не найдешь ни в России, ни где-либо еще. Он удивляет целебной силой минеральных источников, дарующих избавление от множества недугов. Поражает живописностью окружающих ландшафтов, сводящих в единую картину цепь снеговых вершин на горизонте и причудливые очертания ближних гор, широкую долину Подкумка и громады белых скал, нависающих над городскими улицами. Необыкновенно красив и сам город, взбегающий на склоны Машука. Ему отдавали талант и знания знаменитые зодчие прошлого, сумевшие гармонически вписать свои дивные творения в окружающую природу.
А духовная атмосфера Пятигорска? Она тоже неповторима. Рожденная присутствием здесь великих сынов России культурная аура города бережно сохранялась и обогащалась местной интеллигенцией. Медики, педагоги, горные инженеры, духовенство, просвещенные предприниматели и офицеры задавали тон в здешнем обществе. Летом, во время курортного сезона, интенсивность духовной жизни возрастала стараниями приезжих из обеих столиц и крупных городов России.
Офицерский дом
![Пятигорск - Фото №1](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221231.jpg)
Грот Лермонтова
Широкую известность грот получил после выхода в свет романа «Герой нашего времени» (1840 г.). Этот поэтический уголок Лермонтов избрал местом встречи своих героев - Веры и Печорина. Есть картина «Вид Пятигорска», написанная М. Ю. Лермонтовым в 1837 году, на которой изображён отрог Машука, где расположен грот и ведущая к нему аллея. Из большого грота, по словам доктора Ф. П. Конради, было интересно наблюдать за «водяным обществом» у Елизаветинского источника.
Широкую известность грот получил после выхода в свет романа «Герой нашего времени» (1840 г.). Этот поэтический уголок Лермонтов избрал местом встречи своих героев - Веры и Печорина. Есть картина «Вид Пятигорска», написанная М. Ю. Лермонтовым в 1837 году, на которой изображён отрог Машука, где расположен грот и ведущая к нему аллея. Из большого грота, по словам доктора Ф. П. Конради, было интересно наблюдать за «водяным обществом» у Елизаветинского источника.
![Пятигорск - Фото №2](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221232.jpg)
Пройди много дорог, вернись к своему дому, и взгляни на все как будто в первый раз.....
![Пятигорск - Фото №3](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221233.jpg)
![Пятигорск - Фото №4](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221234.jpg)
Ниже и южнее католического костела, фасадом к Лермонтовскому скверу, находится старый незаметный дом с балконом и деревянным мостиком. Дом пользуется особой симпатией у краеведов, интересующихся его историей.
Известным владельцем этого дома был горный инженер Антон Иванович Незлобинский (1847-1899), сын русского священника и грузинки. Он работал на Водах с 1874 г. и принимал активное участие в исследованиях французских гидрогеологов Ж. Франсуа и Л. Дрю. Его имя ныне носит целебный источник (бывший – Михайловский) в Железноводске. Женившись в 1880-х годах на дочери местного жителя, Незлобинский стал владельцем этого особняка, в котором вскоре родились его дети. В 1890 г. лицевой фасад дома был переделан в «классическом стиле» по проекту архитектора Управления Вод А. М. Кочетова. Особняк был оштукатурен и украшен фронтонами со слуховыми окнами, пилястрами, волютами и изящным балконом. Под балконом, между окнами второго этажа, была сделана ниша с подковообразным наличником. Вероятно, ниша служила для лепного украшения или статуи. С западной стороны дом имел деревянную веранду, обращенную на Армянскую улицу (ныне – Гоголя).
Однако Незлобинский недолго прожил в этом уютном доме, в 1892 г. его перевели в приднепровский Екатеринослав. Особняк остался собственностью инженера. Его комнаты сдавались посетителям Вод, принося семье владельца небольшой доход. В мае 1899 г. инженер А. И. Незлобинский скончался. Его вдова еще долго сдавала дом.
Одним из жильцов особняка был доктор медицины Василий Александрович Кобылин (1847-1908), представитель старинного дворянского рода. Он был групповым врачом Кисловодска, а затем главным врачом Управления КМВ. Свыше 10 лет Кобылин возглавлял Русское Бальнеологическое общество после доктора С. А. Смирнова. В его гостеприимной квартире часто собиралась радикально настроенная интеллигенция, к которой относился и сам хозяин. За участие в декабрьских волнениях 1905 г. председатель местного комитета самообороны Кобылин был арестован и более года просидел в городской тюрьме, а местные газеты окрестили его «Президентом революции 1905 года в Пятигорске». Жена врача, художница-любитель Антонина Карловна Жмакина, открыла на квартире художественную студию для начинающих. Ее верным помощником в этом деле был знаменитый осетинский поэт и просветитель Коста Хетагуров, бывший ученик Академии художеств. Квартиру Кобылиных в этом доме посещали многие замечательные люди. А. К. Жмакина жила в этом доме до самой смерти в 1920 г. Другим известным жильцом дома Незлобинского был доктор Е. А. Ларин, который принимал больных на своей квартире круглый год. В советское время особняк стал обычным жилым домом с коммунальными квартирами и остается им и поныне. Здесь прошло детство внука А. И. Незлобинского, видного историка В. А. Кузнецова.
Известным владельцем этого дома был горный инженер Антон Иванович Незлобинский (1847-1899), сын русского священника и грузинки. Он работал на Водах с 1874 г. и принимал активное участие в исследованиях французских гидрогеологов Ж. Франсуа и Л. Дрю. Его имя ныне носит целебный источник (бывший – Михайловский) в Железноводске. Женившись в 1880-х годах на дочери местного жителя, Незлобинский стал владельцем этого особняка, в котором вскоре родились его дети. В 1890 г. лицевой фасад дома был переделан в «классическом стиле» по проекту архитектора Управления Вод А. М. Кочетова. Особняк был оштукатурен и украшен фронтонами со слуховыми окнами, пилястрами, волютами и изящным балконом. Под балконом, между окнами второго этажа, была сделана ниша с подковообразным наличником. Вероятно, ниша служила для лепного украшения или статуи. С западной стороны дом имел деревянную веранду, обращенную на Армянскую улицу (ныне – Гоголя).
Однако Незлобинский недолго прожил в этом уютном доме, в 1892 г. его перевели в приднепровский Екатеринослав. Особняк остался собственностью инженера. Его комнаты сдавались посетителям Вод, принося семье владельца небольшой доход. В мае 1899 г. инженер А. И. Незлобинский скончался. Его вдова еще долго сдавала дом.
Одним из жильцов особняка был доктор медицины Василий Александрович Кобылин (1847-1908), представитель старинного дворянского рода. Он был групповым врачом Кисловодска, а затем главным врачом Управления КМВ. Свыше 10 лет Кобылин возглавлял Русское Бальнеологическое общество после доктора С. А. Смирнова. В его гостеприимной квартире часто собиралась радикально настроенная интеллигенция, к которой относился и сам хозяин. За участие в декабрьских волнениях 1905 г. председатель местного комитета самообороны Кобылин был арестован и более года просидел в городской тюрьме, а местные газеты окрестили его «Президентом революции 1905 года в Пятигорске». Жена врача, художница-любитель Антонина Карловна Жмакина, открыла на квартире художественную студию для начинающих. Ее верным помощником в этом деле был знаменитый осетинский поэт и просветитель Коста Хетагуров, бывший ученик Академии художеств. Квартиру Кобылиных в этом доме посещали многие замечательные люди. А. К. Жмакина жила в этом доме до самой смерти в 1920 г. Другим известным жильцом дома Незлобинского был доктор Е. А. Ларин, который принимал больных на своей квартире круглый год. В советское время особняк стал обычным жилым домом с коммунальными квартирами и остается им и поныне. Здесь прошло детство внука А. И. Незлобинского, видного историка В. А. Кузнецова.
![Пятигорск - Фото №5](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221235.jpg)
Известный врач и видный общественный деятель. С 1908 по 1918 г г. – председатель Русского Бальнеологического общества. Гимназический товарищ осетинского поэта Коста Хетагурова. В своем доме он открыл частную клинику. Во время первой мировой войны работал простым хирургом в госпитале Государственной Думы. Вернувшись в 1917 году в Пятигорск, лечил в своей клинике раненых и сыпнотифозных больных. Умер, заразившись от своих пациентов сыпным тифом. Похоронен на старом пятигорском кладбище. На его доме, ставшем одним из корпусов санатория «Тарханы», установлена мемориальная доска.
![Пятигорск - Фото №6](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221236.jpg)
Вдоль южной стороны пр. Кирова, между вокзалом и городским парком, на целый квартал растянулось, скрытое за деревьями бульвара и скверов, величественное здание с монументальными колонными портиками. Это первая капитальная грязелечебница на КМВ, одно из красивейших зданий Пятигорска. С 1895 г. главная грязелечебница Пятигорска помещалась в тесных и мало приспособленных для этих целей кабинах небольших Ермоловских ванн, а потребность в лечении такого рода и в специально оборудованном здании росла с каждым годом. Первые проекты грязелечебницы появились в 1903 г.
Когда летом 1910 г. пятигорчане узнали о намерении министерства построить грязелечебницу в Ессентуках, в столицу полетел поток телеграмм и писем от взволнованных горожан: врачей, инженеров, владельцев домов и отелей. Они умоляли министра выстроить грязелечебницу вначале в Пятигорске, курортам которого грозил упадок. Более всех усердствовала полковница Эрминия Кухаренко, завалившая министра письмами. Правительство пошло навстречу пятигорчанам и предложило директору Вод С. В. Тиличееву выбрать место для грязелечебницы. После долгих дебатов постройка была намечена близ Казенного сада, на большом и ровном Александровском плацу, который безвозмездно передала Управлению Вод городская дума. Грязелечебница и ее хозяйственные здания должны были занять всю территорию плаца.
Вечером 20 мая 1912 г. состоялась торжественная закладка пятигорской грязелечебницы, а 1 июля в честь окончания фундаментных работ и начала возведения стен был совершен торжественный молебен. В начале сентября 1912г. первый этаж был закончен и началась кладка сводов. В ноябре были закончены работы на крыше, а фасад здания освобожден от лесов. В 1913 г. велась постройка зданий в хозяйственном дворе, монтаж оборудования и прокладка трубопровода под надзором инженера М. Г. Мельникова. Скромный декор грязелечебницы был выполнен петербургскими скульпторами Л. А. Дитрихом и В. В. Козловым, которые часто сотрудничали с зодчим Перетятковичем. Мебель для лечебницы была изготовлена по рисункам Е. Ф. Шреттера. 8 сентября 1913 г. было совершено освещение восточного крыла (мужское отделение) лечебницы для местного грязелечения, названной Романовской, в честь 300-летия Дома Романовых. А полное ее открытие для больных последовало 5 мая 1914 г. В зале ожидания были установлены изображения Романовых работы И. Е. Репина – первого царя Михаила Федоровича и императора Николая II.
Когда летом 1910 г. пятигорчане узнали о намерении министерства построить грязелечебницу в Ессентуках, в столицу полетел поток телеграмм и писем от взволнованных горожан: врачей, инженеров, владельцев домов и отелей. Они умоляли министра выстроить грязелечебницу вначале в Пятигорске, курортам которого грозил упадок. Более всех усердствовала полковница Эрминия Кухаренко, завалившая министра письмами. Правительство пошло навстречу пятигорчанам и предложило директору Вод С. В. Тиличееву выбрать место для грязелечебницы. После долгих дебатов постройка была намечена близ Казенного сада, на большом и ровном Александровском плацу, который безвозмездно передала Управлению Вод городская дума. Грязелечебница и ее хозяйственные здания должны были занять всю территорию плаца.
Вечером 20 мая 1912 г. состоялась торжественная закладка пятигорской грязелечебницы, а 1 июля в честь окончания фундаментных работ и начала возведения стен был совершен торжественный молебен. В начале сентября 1912г. первый этаж был закончен и началась кладка сводов. В ноябре были закончены работы на крыше, а фасад здания освобожден от лесов. В 1913 г. велась постройка зданий в хозяйственном дворе, монтаж оборудования и прокладка трубопровода под надзором инженера М. Г. Мельникова. Скромный декор грязелечебницы был выполнен петербургскими скульпторами Л. А. Дитрихом и В. В. Козловым, которые часто сотрудничали с зодчим Перетятковичем. Мебель для лечебницы была изготовлена по рисункам Е. Ф. Шреттера. 8 сентября 1913 г. было совершено освещение восточного крыла (мужское отделение) лечебницы для местного грязелечения, названной Романовской, в честь 300-летия Дома Романовых. А полное ее открытие для больных последовало 5 мая 1914 г. В зале ожидания были установлены изображения Романовых работы И. Е. Репина – первого царя Михаила Федоровича и императора Николая II.
![Пятигорск - Фото №7](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221237.jpg)
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж... Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
А если спросит кто-нибудь...
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был;
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю....................
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж... Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
А если спросит кто-нибудь...
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был;
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю....................
![Пятигорск - Фото №8](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221238.jpg)
Беседка "Эолова арфа"
![Пятигорск - Фото №9](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221239.jpg)
![Пятигорск - Фото №10](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221241.jpg)
![Пятигорск - Фото №11](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221242.jpg)
Пятигорский трамвай
В 1902 г. акционерное общество «Сименс и Гальске» за 493 тысяч рублей обязалось поставить все необходимые материалы и провести двухколейную (узкоколейную) линию от вокзала до Елизаветинской (ныне Академический) галереи и одноколейную линию от галереи до Провала. Эта же компания выделила подвижной состав, выстроила электростанцию и депо для вагонов. Построенную близ Ессентуков гидроэлектростанцию „Белый Уголь“ по праву можно считать одной из первых в России.
Пуск пятигорского трамвая явился событием настолько значительным — первый трамвай был пущен 1 сентября 1903 года, — что был приурочен к 100-летию курортов КавМинВод, а на пробном открытии движения присутствовали сам Его Высочество принц Александр Петрович Ольденбургский и министр А.С. Ермолов. Через две недели, после тщательной приёмки Управлением Вод всего сооружения, началось регулярное движение трамваев (регулярная эксплуатация трамваев с пассажирами началась 5 мая 1904). В то время в городе было всего два маршрута «Вокзал» – «городской Парк» - «Цветник» – «Сабанеевские ванны» (у Елизаветинской галереи) и «Цветник» – «Провал» общей протяженностью 8,2 км. На линиях эксплуатировалось 12 моторных вагонов и несколько открытых прицепов.
Разруха, наступившая после Октябрьской революции 1917 г., коснулась и транспортного хозяйства. В годы гражданской войны трамвай практически не работал. В 1918 г. по инициативе С.М. Кирова на базе ремонтных мастерских Пятигорского трамвайного депо был организован патронно-пульный завод, изготовивший для Красной Армии около 30 млн. патронов.
В 1902 г. акционерное общество «Сименс и Гальске» за 493 тысяч рублей обязалось поставить все необходимые материалы и провести двухколейную (узкоколейную) линию от вокзала до Елизаветинской (ныне Академический) галереи и одноколейную линию от галереи до Провала. Эта же компания выделила подвижной состав, выстроила электростанцию и депо для вагонов. Построенную близ Ессентуков гидроэлектростанцию „Белый Уголь“ по праву можно считать одной из первых в России.
Пуск пятигорского трамвая явился событием настолько значительным — первый трамвай был пущен 1 сентября 1903 года, — что был приурочен к 100-летию курортов КавМинВод, а на пробном открытии движения присутствовали сам Его Высочество принц Александр Петрович Ольденбургский и министр А.С. Ермолов. Через две недели, после тщательной приёмки Управлением Вод всего сооружения, началось регулярное движение трамваев (регулярная эксплуатация трамваев с пассажирами началась 5 мая 1904). В то время в городе было всего два маршрута «Вокзал» – «городской Парк» - «Цветник» – «Сабанеевские ванны» (у Елизаветинской галереи) и «Цветник» – «Провал» общей протяженностью 8,2 км. На линиях эксплуатировалось 12 моторных вагонов и несколько открытых прицепов.
Разруха, наступившая после Октябрьской революции 1917 г., коснулась и транспортного хозяйства. В годы гражданской войны трамвай практически не работал. В 1918 г. по инициативе С.М. Кирова на базе ремонтных мастерских Пятигорского трамвайного депо был организован патронно-пульный завод, изготовивший для Красной Армии около 30 млн. патронов.
![Пятигорск - Фото №12](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221243.jpg)
"Остап бил наверняка. Пятигорцы в Провал не ходили, а с советского туриста содрать десять копеек за вход «куда-то» не представляло ни малейшего труда. Часам к пяти набралось уже рублей шесть..... В то время как великий комбинатор ловко торговал видом на малахитовую лужу, Ипполит Матвеевич, сгорбясь и погрязая в стыде, стоял под акацией и, не глядя на гуляющих, жевал три врученные ему фразы: — Месье, же не манж... Гебен зи мир битте... Подайте что-нибудь депутату Государственной думы... Подавали не то чтоб мало, но как-то невесело. Однако, играя на чисто парижском произношении слова «манж» и волнуя души бедственным положением бывшего члена Госдумы, удалось нахватать медяков рубля на три...."
![Пятигорск - Фото №13](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221244.jpg)
Китайская беседка
![Пятигорск - Фото №14](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221245.jpg)
Дача Клёпина
![Пятигорск - Фото №15](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221246.jpg)
![Пятигорск - Фото №16](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221247.jpg)
у подножия Горячей горы
![Пятигорск - Фото №17](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221248.jpg)
Прекрасная все же штука,
Манящая, как звезда,
Здесь у подножья Машука
Живая течет вода.
И тут же на скалах стертых,
Уступах древних, крутых,
Радон воскрешает из мертвых
И делает лучше живых.
Ю.Щербаков (Татарстан)
Нижние родоновые ванны
Манящая, как звезда,
Здесь у подножья Машука
Живая течет вода.
И тут же на скалах стертых,
Уступах древних, крутых,
Радон воскрешает из мертвых
И делает лучше живых.
Ю.Щербаков (Татарстан)
Нижние родоновые ванны
![Пятигорск - Фото №18](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221249.jpg)
Пироговские ванны
![Пятигорск - Фото №19](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221250.jpg)
Где-то тут жила княжна Мэри
![Пятигорск - Фото №20](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221251.jpg)
Кофейня Гукасова
![Пятигорск - Фото №21](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221252.jpg)
место дуэли М.Ю. Лермонтова
![Пятигорск - Фото №22](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221253.jpg)
театр оперетты
![Пятигорск - Фото №23](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221254.jpg)
Лермонтовская галерея
Лермонтовская галерея — гимн эклектике и модерну. Оригинальность инженерного решения, форм и конструкций (металл и стекло) ставят ее, а равно и галерею в Железноводске да, пожалуй, и в Ессентуках, особняком в архитектуре предреволюционной России. Металлическая архитектура XIX — XX веков была одним из тех направлений, которые оказали влияние на развитие современного зодчества. Сборные конструкции из металла и стекла нашли применение в выставочном строительстве — оригинальные павильоны появились на всемирной выставке в Париже, в Лондоне был построен Кристалл Паллас (Хрустальный дворец), а в России их впервые применили при устройстве промышленной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Лермонтовская галерея — гимн эклектике и модерну. Оригинальность инженерного решения, форм и конструкций (металл и стекло) ставят ее, а равно и галерею в Железноводске да, пожалуй, и в Ессентуках, особняком в архитектуре предреволюционной России. Металлическая архитектура XIX — XX веков была одним из тех направлений, которые оказали влияние на развитие современного зодчества. Сборные конструкции из металла и стекла нашли применение в выставочном строительстве — оригинальные павильоны появились на всемирной выставке в Париже, в Лондоне был построен Кристалл Паллас (Хрустальный дворец), а в России их впервые применили при устройстве промышленной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году.
![Пятигорск - Фото №24](/photo/Russia/Pjatigorsk/medium-221255.jpg)
Красивые пейзажи!
Красиво! Интересно увидеть то, что видел недавно, в таком варианте!
Спасибо, элегия в фото, завораживает
Фото будто из другой эпохи, очаровывают) В последнее время на сайте масса потрясающе красивых галерей, это радует!
Отличная галерея!
ВАУУУУУ!!! Это что-то.... такого я давно не видела, а может и вообще никогда.... Это Ваши работы?
Спасибо всем огромное! Да это мои работы. Собирал и обрабатывал коллекцию, если так можно назвать, два года.
Да вы можете книгу-альбом выпускать! очень интересная работа. со вкусом сделано.
Дааааа. Все в развалинах...
Костя, Ваши фотогалереи очень содержательны и выразительны.
dfktynbyf_55 Спасибо большое!
Очень красивые фотографии и шикарная обработка! Сам Пятигорчанин и обожаю наш город. Автор, можно узнать Вашу почту? Если Вас не затруднит, отправьте мне что-нибудь на ptg.net@ya.ru. Заранее благодарю!
Редко встретишь при демонстрации различных фотографий - исторический экскурс. Здесь он присутствует. Спасибо.
Пятигорск несколько в другом ракурсе. Старина и динамика. https://yadi.sk/i/8VYPSoYDFDqiQQ
А это Места связанные с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. https://yadi.sk/i/gGzKtPB6k90Tmw
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.