Россия > город Иркутск > Сибирское барокко - Крестовоздвиженская церковь (25 Фото)
Сибирское барокко - Крестовоздвиженская церковь
В середине XVIII столетия в Прибайкалье создается немало монументальных церквей, композиционное построение и декоративное убранство которых несет отчетливо выраженную печать местной архитектурной школы. Творчески переработав формы московского и украинского барокко, используя орнаментальные мотивы народов Зауралья, сибиряки сумели выработать свой самобытный стиль, известный как Сибирское барокко. Один из самых замечательных памятников этой группы — Крестовоздвиженская церковь в городе Иркутске. Она удачно расположилась на взлобке горы и поражает пирамидальным многоярусным силуэтом, скульптурным узорочьем фасадов. Живописный склон Крестовской горы был облюбован для церковной постройки еще первым поколением иркутян: здесь предполагалось заложить Знаменскую девичью обитель. Крест, водруженный на бровке ската, отмечал место будущих строений (отсюда родилось название горы — Крестовская). С конца ХVII века город стал стремительно расти. Особенно быстро застраивался Заморский тракт (ныне улица Ленина). По новому плану обитель решили возвести за Ушаковкой, а на склоне горы в 1717-1718 годах срубили для нужд «подгорных и нагорных жителей» Троицко-Сергиевский деревянный храм с шатровой колокольней. Простояв тридцать лет, в 1747 году он сгорел дотла, разделив участь почти всех деревянных строений. К этому времени город подступил вплотную к горе, а храм имел уже значительный приход.
На средства одного из состоятельных прихожан, иркутянина Федора Щербакова, была начата постройка новой каменной церкви. Ее заложили в пяти саженях от сгоревшей, место которой, памятное иркутянам, было отмечено павильоном с мемориальной доской. «На сем месте, - гласила рельефная надпись, - был деревянный храм во имя живоначальной Троицы, освященный архииеромонахом Федором, митрополитом Тобольским, по возвращению его из Забайкалья в мае месяце 1718 года».
Городская летопись относит начало строительства здания к маю 1747 года, а клировые ведомости сообшают, что новый храм был освящен 11 сентября 1758 года. Без малого одиннадцать лет ушло на возведение самой крупной городской церкви того времени. Средства позволили не скупиться — нанять опытных мастеров, запасти материал и, не торопясь, обстоятельно возвести церковь.
Планировочная структура постройки, казалось, была проста и повторяла уже укоренившуюся в культовом зодчестве трехчастную схему, когда на одной оси располагались собственно храм (по архитектурной терминологии - четверик, или основное помещение) с алтарем, трапезная и колокольня. Однако трапезная превращена здесь в придел, в котором разместились алтари. Один из них был освящен в память Креста Господня (отсюда название церкви — Крестовоздвиженская), другой — в честь Успения Божьей Матери. Дополнительные приделы расположились симметрично перед входом в основное помещение. Над их алтарями поднялись два одинаковых высотных объема, объединивших ярусный верх главного храма и шпиль колокольни и создавших яркую композицию, хорошо запоминающийся силуэт. Выше всех поднялась главка над колокольней, водруженная на граненый шпиль. Главный храм завершен двумя убываюшими по высоте световыми восьмериками. Переход между ними, а также соединение их с четвериком и глухим барабаном под маковкой выполнены в криволинейных очертаниях. Тот же пластичный излом линий просматривается в барабанах, на которых покоятся главки приделов, в нижней ступени колокольного шпиля. Многократно повторяющиеся мотивы барочного абриса служат композиционному единству отдельных объемов и придают общему силуэту здания оригинальное очертание.
Окончательный облик сооружения оформился в 1860 году, когда по проекту гражданского архитектора В. А. Кудельского к западной стене колокольни было «прикладено каменное глухое крыльцо» в виде довольно значительного объема, украшенного во вкусе своего времени фронтончиком, полуколоннами, большими полуциркулярными окнами. Набор декоративных украшений придал центральному входу характер светского сооружения и шел в разрез с убранством основных фасадов. К счастью, это нововведение не смогло подавить яркий в своей основе облик памятника. Многоглавое ярусное завершение по-прежнему царило над сооружением, а не тронутое временем узорочье фасадов, как и прежде, радовало глаз.
Особенно впечатляюща каменная резьба четверика. Его щедрое убранство, выполненное из лекального кирпича, заставляет забыть о материале. Стена под руками опытных мастеров превратилась в тканый ковер прихотливого рисунка, от цоколя до карниза с безудержной щедростью заполнена она сложнейшими орнаментальными композициями. Из немногочисленных и простых фигур треугольников, квадратов, реже — овалов, ромбов, кругов — складываются сочные, переливающиеся на свет рельефы.
***
Органической составной частью убранства церкви предстает каменная ограда, поставленная, по всей видимости, в 1779 году, когда возводили северный придел. На высоком основании меж каменных столбов укреплены ажурные звенья из просечного железа. Своими отточенными линиями они вторят полнозвучному и жизнерадостному облику Крестовоздвиженской церкви.
***
***
***
***
В общий рисунок вплетаются многочисленные кронштейны, поддерживающие вынос кровли.
***
***
***
***
Творцы Крестовоздвиженской церкви, восприняв свойственную московскому барокко насыщенную декоративность, доводят ее до скульптурной образности восточных пагод. Развивая и утверждая важнейшую особенность барочного стиля — синтез архитектуры и скульптуры, они доводят до предела пышность декора, которая одухотворяет памятник и придает эффект подвижности монументальным стенам. Этому способствует и игра света в рельефах, выраженных в каменной толще. В то же время повышенная декоративность не нарушает ясного образа сооружения.
Окна второго яруса подчеркнуты сильно профилированными скосами.
Прямые по бокам и стрельчатые в очелье, они занимают все пространство стены. Над каждым окном выложена фигурная композиция, а разделяют их резные объемные столбики со сложными основаниями и навершиями.
Прямые по бокам и стрельчатые в очелье, они занимают все пространство стены. Над каждым окном выложена фигурная композиция, а разделяют их резные объемные столбики со сложными основаниями и навершиями.
***
***
***
Своеобразная кирпичная вязь первоначальных фасадов еще отчетливее выделяется в сравнении с убранством более поздних пристроек. На северном приделе резьба уже не заполняет все поле стены.
***
Возведенная некогда на окраине, где брал начало Заморский тракт, Крестовоздвиженская церковь оказалась со временем в центре Иркутска, на перекрестке, от которого веером расходятся оживленные улицы. И здесь, среди шумной городской жизни, здание живо напоминает нам о каменных дел мастерах, кузнецах, кровельшиках, кирпичниках, столярах, чьим трудом и талантом создавались по всей Руси сотни, тысячи, десятки тысяч оригинально украшенных творений. «В большое изумление, - отмечал историк русской архитектуры академик И. Э. Грабарь, - приводит живучесть традиционного стремления «приукрасить» в отдаленной и поздней по времени Крестовской церкви в Иркутске».
Красивый храм, спасибо, что показали.
Отлично показано. Красиво! Свет удачный - детали хорошо видны.
Вот только автора текста Вы не указали :-) А она краевед известный.
Вот только автора текста Вы не указали :-) А она краевед известный.
Спасибо, в следующий раз учту.
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.