Россия > Северная Осетия > "Мертвый городок" Фиагдонское (Куртатинское) ущелье (20 Фото)
"Мертвый городок" Фиагдонское (Куртатинское) ущелье
На 22-м километре трассы Владикавказ-Алагир начинается одно из живописных ущелий Северной Осетии - Куртатинское. Дорога вначале идет по левому берегу р.Фиагдон, по предгорной равнине, примыкающей к подножью Лесистого хребта.Через это ущелье проходил важный древний караванный путь в Закавказье. На противоположном берегу реки видно примыкающее к лесу село Дзуарикау. Небольшой ручей Тагардон во время ливней летом 1983, а затем и 2002 года превращался в грозный поток, причинявший немало разрушений.
Куртатинское ущелье наиболее известно своими историческими и культурными памятниками.
На девятом километре от Гусыра, проезжая дорога круто взбирается вверх. Над дорогой нависает гигантская многометровая каменная кровля. Поднимитесь на выступ и посмотрите вниз на реку. В глубокой щели (более ста метров) глухо ревет Фиагдон, прорываясь сквозь дикие скалы, поросшие соснами. Этот участок ущелья носит название «Кадаргаван» (перевал леса). Неподалеку находится «Тропа чудес» - излюбленное место отдыха осетин и туристов. Здесь, на скалистом отроге, над узкой тесниной Фиагдона выдолблены узкие дорожки и построены мосты, гуляя по которым можно наслаждаться великолепием местного пейзажа, под грохочущий рев реки. Здесь же можно увидеть бурых медведей и леопарда, которых привезли для развлечения туристов.
Река Фиагдон. Дон с осетинского - вода. А сверху над рекой застрял камень, не смог полностью обрушиться вниз.
Уастырджи, или святой Георгий, в Осетии самый почитаемый святой. Он покровитель всех мужчин и путешественников. Без молитвы святому Георгию ни один осетин не отправляется даже в самый недолгий путь. Посещение святых мест, посвященных Уастырджи,-- неотъемлемая часть всех свадебных обрядов. С культом Уастырджи в Осетии связано очень много легенд.
Культовый памятник Уастырджи - св. Георгий прямо в скале.
река Фиагдон
Река Фиагдон.
Ущелье
Река Фиагдон, бурная, шумная, как и все реки Северной Осетии, кажется, что свой нрав природа передала людям. Бурные страсти, суровый, холодный нрав, это как солнце и лед в горах Осетии... Две противоположности перкрасно дополняющие друг друга.
Река Фиагдон. Вода чистенькая, сейчас бы поплескаться! Или испить горную чистоту!
Один из пейзажей Фиагдона.
Вечереет
Проезжаем дорогу, ведущую на Какадурский перевал, мимо обелиска "Скорбящий конь", в память воинам-куртатинцам, погибшим во время великой отечественной войны. Перед въездом в пос. Фиагдон дорога проходит по мосту через ручей.
Вот она, Фиагдонская долина....
Архитектурные памятники , которые мы можем видеть сейчас, не такие древние и относятся к позднему средневековью (не раньше XV века). Прежде всего это башни.
остатки сторожевых башен
Высокогорный Кавказ — царство камня, и архитектура горцев, населяющих эту страну, под стать самой стране. Кавказские горы — это природная крепость, и как в настоящей крепости здесь все сложено из камня. У берегов бурных рек и на головокружительной высоте по скалистым склонам застыли осетинские селения — теснящиеся друг к другу низкие каменные сакли с плоскими крышами, окруженные башнями и склепами.
Трудно представить себе пейзаж горной Осетии без них — настолько гармонично и естественно селения слиты с окружающей их природой. Национальные архитектурные памятники Осетии внешне незатейливы и лаконичны. Они лишены какой-либо вычурности и излишества: эстетическим идеалом была мудрая простота и строгость, наилучшим образом отражавшая душу простого и мужественного народа.
Трудно представить себе пейзаж горной Осетии без них — настолько гармонично и естественно селения слиты с окружающей их природой. Национальные архитектурные памятники Осетии внешне незатейливы и лаконичны. Они лишены какой-либо вычурности и излишества: эстетическим идеалом была мудрая простота и строгость, наилучшим образом отражавшая душу простого и мужественного народа.
Коста Хетагуров в стихотворении «Плачущая скала» так описал сооружение боевой башни:
«Работа быстро закипела.
На мшистых каменных плечах
Утеса положили смело
Подножье стен — пусть знает враг,
Какой незыблемой заставой
Ему здесь загородят путь.
С какой отчаянной отвагой
Здесь каждый грудью встретит грудь!
Как — страха, жалости не зная —
Здесь все решились, как один,
Погибнуть, кровью истекая,
Как честь страны, свободу края
Ценить умеет осетин!
Лучи багрового заката
Погасли на вершине гор...
К ночлегу возвратилось стадо...
Кипит работа до сих пор.
Подножье — широко и прочно,
На нем, как вылита, стена,
И все срослось с скалою, точно
На башне выросла она"
«Работа быстро закипела.
На мшистых каменных плечах
Утеса положили смело
Подножье стен — пусть знает враг,
Какой незыблемой заставой
Ему здесь загородят путь.
С какой отчаянной отвагой
Здесь каждый грудью встретит грудь!
Как — страха, жалости не зная —
Здесь все решились, как один,
Погибнуть, кровью истекая,
Как честь страны, свободу края
Ценить умеет осетин!
Лучи багрового заката
Погасли на вершине гор...
К ночлегу возвратилось стадо...
Кипит работа до сих пор.
Подножье — широко и прочно,
На нем, как вылита, стена,
И все срослось с скалою, точно
На башне выросла она"
Эпидемии в горах дореволюционной Осетии действительно бывали. Вот страшные цифры: в результате чумы, свирепствовавшей в конце XVIII— первой половине XIX века, население страны с 200 тысяч человек сократилось до 16 тысяч! Осетины находились тогда на грани вымирания. Не удивительно, что эта трагедия так глубоко запечатлелась в памяти народной.
В 30-х годах XIX века осетины с гор начали переселяться на предгорную равнину. Только тогда были прекращены погребения в склепах.
В 30-х годах XIX века осетины с гор начали переселяться на предгорную равнину. Только тогда были прекращены погребения в склепах.
Облицованные желтой штукатуркой монументальные склепы, более внушительные, нежели жилье, обильный погребальный инвентарь — яркие доказательства бытования у осетин чрезвычайно архаичного культа мертвых. А какими интересными обрядами и фольклорными сюжетами он оброс! Осетины верили в существование таинственной страны мертвых, владыкой ее был Барастыр, а привратником — Аминон. Умершему мужчине посвящали коня. Аланы клали убитого коня или части его туши в могилу воина, осетины же поступали более рационально: коню символически надрезали ухо, а затем трижды обводили его вокруг покойника со специальной молитвой. Этот обряд называется «бахфалдисын» — посвящение коня.
осетинский народ в эпоху средневековья выработал собственный архитектурный стиль, органически связанный с архитектурой горного Кавказа в целом.
Спасибо! Замечательная галерея!
Очень интересно и познавательно!!!!Спасибо!
Фиагдонская долина - масштабное зрелище!
Древние, мудрые камни много видели и знают. Но молчат, веками храня свои тайны.
Спасибо)
Спасибо, очень интересно.
Впечатляет!
Спасибо. Очень интересно, познавнательно и красиво.
Удивительная страна, удивительный экскурсовод! Я бывала в Фиагдоне по работе (там был расположен рудник по добыче свинцово-цинковой руды). Но тогда я просто наслаждалась красотой не зная истории осетинского народа. А автор вот так - в двух словах охватил целую эпоху. Спасибо!
Памятник впечатлил.
Интересная галерея и расказ о ней. Спасибо автору.
Очень красиво и интересно!
Спасибо. Интересно
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.