Узбекистан >
Самарканд >
Самарканд туристический. День первый (46 Фото)
Самарканд туристический. День первый
01.10.2022
Самарканд – город относительно молодой. В 14 веке, отстроенный заново Тимуром, он стал центром его державы, а в 1925-1930 гг. успел побывать столицей Узбекской ССР. Знающий историю читатель воскликнет: «Как же так? Один из древнейших городов мира записали в молодые, не старше 14 века!» Действительно, первое поселение в окрестностях Самарканда было основано ещё в 8 веке до нашей эры. В античной истории город известен как столица государства Согдиана, описанного в священной книге зороастризма Авесте. В то время он упоминается под названием Мараканда. Далее история его стандартна для земель Мавераннахра: тюрки, арабы, персы Саманиды, снова тюрки Караханиды, после - хорезмшахи. История старого Самарканда закончилась с приходом Чингисхана. Поскольку город оказал новому захватчику сопротивление, он был полностью стёрт с лица земли. Новый город Тимур отстраивал уже несколько в другом месте. Тем не менее с исторической точки зрения Самарканд великолепен, в 2001 году его памятники архитектуры внесены в список ЮНЕСКО. Мы приехали в Самарканд ближе к середине дня. Площадь Регистан – один из символов Самарканда, выдающийся памятник зодчества. Ансамбль площади состоит из трёх архитектурных сооружений: медресе Улугбека, медресе Шердор и по центру медресе Тилля-Кари.
![Самарканд - Фото №1](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299953.jpg)
Медресе Улугбека самое древнее на площади Регистан. Строилось как духовно-просветительское и образовательное заведение внуком Тимура Улугбеком в 1417-1420 годах.
![Самарканд - Фото №2](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299954.jpg)
Автором проекта медресе обычно считается персидский придворный зодчий эмира Шахруха, сына Тимура, Кавам-ад-дин Ширази, однако средневековый историк Васифи, современник Улугбека, называет архитектором ученика Кази-заде ар-Руми Камаледдина Мухандиса.
![Самарканд - Фото №3](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299955.jpg)
Внутренний двор окружают двухэтажные корпуса с кельями для учеников. Сегодня на территории бурлит торговля, как во многих туристических объектах Узбекистана, не используемых по прямому назначению.
![Самарканд - Фото №4](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299956.jpg)
Вскоре после окончания строительства медресе Улугбека становится одним из самых престижных университетов мусульманского Востока 15 века.
![Самарканд - Фото №5](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299957.jpg)
По преданию, здесь обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами. Также здесь получали знания шейх тариката Накшбанди Ходжа Ахрар и поэт Алишер Навои.
![Самарканд - Фото №6](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299958.jpg)
В учебном заведении читали лекции такие известные учёные как Кази-заде ар-Руми, Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши, Али-Кушчи, а также сам правитель Улугбек, который был одним из самых образованных людей того времени. Ученики изучали математику, геометрию, логику, естественные науки, богословие, своды учений о человеке и мировой душе.
![Самарканд - Фото №7](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299959.jpg)
Первым мударрисом (ректором) университета был назначен Маулана Мухаммад Хавафи — бродячий дервиш, простолюдин по происхождению, обладавший глубокими научными знаниями.
![Самарканд - Фото №8](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299960.jpg)
Здание медресе было капитально отремонтировано в 17 веке при Ялангтуше Бахадуре, который был наместником бухарского эмира в Самарканде.
![Самарканд - Фото №9](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299961.jpg)
Мы идём к следующему объекту – медресе Тилля-Кари, что означает «позолоченное».
![Самарканд - Фото №10](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299962.jpg)
-
![Самарканд - Фото №11](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299963.jpg)
В комплекс медресе Тилля-Кари входит и мечеть. Сегодня она не действует, а просто является составной частью музейного комплекса.
![Самарканд - Фото №12](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299964.jpg)
Недавняя реставрация несколько приукрасила внутреннее помещение мечети, однако старинная стилистика сохранена. Стены и купол сплошь покрыты росписью в технике кундаль с применением позолоты.
![Самарканд - Фото №13](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299965.jpg)
-
![Самарканд - Фото №14](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299966.jpg)
Внутри снова торговля, сегодня медресе является музеем.
![Самарканд - Фото №15](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299967.jpg)
Внутренний двор медресе отличается от двух других на площади Регистан одноэтажными постройками.
![Самарканд - Фото №16](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299968.jpg)
Главный фасад медресе выполнен в бухарском стиле. Композиция состоит из центрального портала и двухъярусных фронтальных крыльев с арочными айванами (нишами) выходящих на площадь шестнадцати худжр (келий), по восемь с каждой стороны. Строительство медресе началось в 1646 году по приказу бухарского наместника Самарканда Ялангтуша Бахадура на месте построенного ещё в 15 веке и сильно обветшавшего караван-сарая Мирзои с частичным использованием его фундаментов и стен.
![Самарканд - Фото №17](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299970.jpg)
Третий объект на площади Регистан – медресе Шердор, построенное также по инициативе Ялангтуша Бахадура, который выделил на строительство и собственные средства. Для этого до основания была разобрана обветшавшая ханака Улугбека, построенная в 1424 году.
![Самарканд - Фото №18](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299971.jpg)
Как снаружи, так и внутри во дворе медресе Шердор напоминает медресе Улугбека, пропорции которого были положены в основу проекта.
![Самарканд - Фото №19](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299972.jpg)
На протяжении почти трёх веков медресе Шердор было достаточно известным в исламском мире образовательным учреждением, хотя по престижу уступало как столичным образовательным учреждениям Бухары, так и медресе Улугбека. Среди самых известных его выпускников можно назвать известного татарского богослова, шейха суфийского братства Накшбанди, философа и историка Шигабутдина Марджани.
![Самарканд - Фото №20](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299973.jpg)
Современное название Шердор медресе получило по мозаичному узору на тимпане его парадного портала. Мастер декора изобразил сцену охоты на джейрана – фантастического зверя из семейства кошачьих, напоминающего тигра, но с гривой льва.
![Самарканд - Фото №21](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299974.jpg)
Два землетрясения в 19 веке повредили медресе: сильно деформировался свод его главного портала, в некоторых местах обвалилась облицовка, покосились минареты. Верх минаретов был восстановлен и облицован заново при реставрации.
![Самарканд - Фото №22](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299975.jpg)
Пройдя сквер на площади Регистан, мы направляемся дальше.
![Самарканд - Фото №23](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299976.jpg)
Памятник первому президенту независимого Узбекистана Исламу Каримову.
![Самарканд - Фото №24](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299977.jpg)
Чорсу – небольшое историческое здание, построенное на средства бухарского эмира Шахмурада.
![Самарканд - Фото №25](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299978.jpg)
По пешеходной улице Ислама Каримова. Дома в смешанном российско-азиатском стиле.
![Самарканд - Фото №26](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299979.jpg)
-
![Самарканд - Фото №27](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299980.jpg)
По улице Ислама Каримова можно и проехать с ветерком, разумеется за небольшую плату.
![Самарканд - Фото №28](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299981.jpg)
Привела нас улица к следующему объекту ЮНЕСКО. Мечеть Биби-Ханум является выдающимся памятником эпохи эмира Тимура.
![Самарканд - Фото №29](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299982.jpg)
Напротив виден небольшой мавзолей Биби-Ханум – любимой жены Тимура.
![Самарканд - Фото №30](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299983.jpg)
Строительство мечети Биби-Ханум (Госпожа-бабушка или Старшая принцесса) началось в 1399 году после успешного похода Тимура на Индию. В 1404 году, после возвращения из похода на Османскую империю, Тимур был разгневан результатом строительства; ему показалось, что портал мечети недостаточно грандиозен. Кого-то в очередной раз казнили, пришлось переделывать.
![Самарканд - Фото №31](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299984.jpg)
Но сначала пройдём на территорию Сиабского базара, история которого уходит в глубину веков.
![Самарканд - Фото №32](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299985.jpg)
Базар назван в память об Афросиабе. Это было одно из названий старого Самарканда до прихода Чингисхана, так называют сейчас и городище с руинами недалеко от нынешнего Самарканда.
![Самарканд - Фото №33](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299986.jpg)
В общем-то ничего особенного я тут не увидел. Торговля в основном идёт в павильонах. Я только попробовал отменного гранатового сока и всё.
![Самарканд - Фото №34](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299987.jpg)
За базаром дальше по улице Ислама Каримова я приметил какую-то постройку. Оказалось, что это мечеть Хазрат-Хызр, и я не догадался осмотреть её подробнее и зайти во двор, где находится мавзолей Ислама Каримова. Пора было возвращаться к группе.
![Самарканд - Фото №35](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299988.jpg)
Пешеходный мост над улицей Шахи-Зинда.
![Самарканд - Фото №36](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299989.jpg)
У портала мечети Биби-Ханум. Настоящее имя главной жены Тимура было Сарай-мульк Ханум, и происходила она из рода Чингизидов. Вопреки легенде о молодой и прекрасной жене, она была даже старше самого эмира, однако всё же любима им за красоту и ум.
![Самарканд - Фото №37](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299990.jpg)
Мечеть имеет дворовую композицию. По главной оси прямоугольного двора расположены парадный портал входа и в глубине основной купольный объём мечети. Главное здание сегодня внутри ещё неотреставрировано.
![Самарканд - Фото №38](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299991.jpg)
На поперечной оси двора находятся два одинаковых портально-купольных здания с дополнительными молельными залами.
![Самарканд - Фото №39](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299992.jpg)
-
![Самарканд - Фото №40](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299993.jpg)
Оба помещения отреставрированы в годы независимости Узбекистана. Украшения стен характерны для эпохи Тимура и его внука Улугбека.
![Самарканд - Фото №41](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299994.jpg)
-
![Самарканд - Фото №42](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299995.jpg)
После заселения в гостиницу вечером я прогулялся по окрестностям. Мы остановились в бывшем русско-европейском районе, построенном при Российской империи в 19 веке. Собор Святителя Алексия Московского.
![Самарканд - Фото №43](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299996.jpg)
Собор построили в 1909-1911 гг.
![Самарканд - Фото №44](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299997.jpg)
Район показался мне довольно интересным, походить бы тут подольше и посмотреть российскую архитектуру в Средней Азии.
![Самарканд - Фото №45](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299998.jpg)
Но я лишь только посетил ещё католическую церковь Иоанна Крестителя (1915 г.) и пошёл кушать и отдыхать)
![Самарканд - Фото №46](/photo/Uzbekistan/Samarkand/medium-299999.jpg)
В католическом храме светятся окна! Значит есть ещё кому ходить туда .
Les, да, костёл действует, я заходил внутрь. По будням службы часто проходят вообще без прихожан. По выходным приходят в основном корейцы, европейцев мало. Корейцы в Средней Азии и Южном Казахстане часто принимали христианство, есть как православные, так и католики. Ксёндз в храме поляк.
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.