Узбекистан > Самарканд > Самарканд туристический. День первый (46 Фото)
Самарканд туристический. День первый
01.10.2022
Самарканд – город относительно молодой. В 14 веке, отстроенный заново Тимуром, он стал центром его державы, а в 1925-1930 гг. успел побывать столицей Узбекской ССР. Знающий историю читатель воскликнет: «Как же так? Один из древнейших городов мира записали в молодые, не старше 14 века!» Действительно, первое поселение в окрестностях Самарканда было основано ещё в 8 веке до нашей эры. В античной истории город известен как столица государства Согдиана, описанного в священной книге зороастризма Авесте. В то время он упоминается под названием Мараканда. Далее история его стандартна для земель Мавераннахра: тюрки, арабы, персы Саманиды, снова тюрки Караханиды, после - хорезмшахи. История старого Самарканда закончилась с приходом Чингисхана. Поскольку город оказал новому захватчику сопротивление, он был полностью стёрт с лица земли. Новый город Тимур отстраивал уже несколько в другом месте. Тем не менее с исторической точки зрения Самарканд великолепен, в 2001 году его памятники архитектуры внесены в список ЮНЕСКО. Мы приехали в Самарканд ближе к середине дня. Площадь Регистан – один из символов Самарканда, выдающийся памятник зодчества. Ансамбль площади состоит из трёх архитектурных сооружений: медресе Улугбека, медресе Шердор и по центру медресе Тилля-Кари.
Медресе Улугбека самое древнее на площади Регистан. Строилось как духовно-просветительское и образовательное заведение внуком Тимура Улугбеком в 1417-1420 годах.
Автором проекта медресе обычно считается персидский придворный зодчий эмира Шахруха, сына Тимура, Кавам-ад-дин Ширази, однако средневековый историк Васифи, современник Улугбека, называет архитектором ученика Кази-заде ар-Руми Камаледдина Мухандиса.
Внутренний двор окружают двухэтажные корпуса с кельями для учеников. Сегодня на территории бурлит торговля, как во многих туристических объектах Узбекистана, не используемых по прямому назначению.
Вскоре после окончания строительства медресе Улугбека становится одним из самых престижных университетов мусульманского Востока 15 века.
По преданию, здесь обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами. Также здесь получали знания шейх тариката Накшбанди Ходжа Ахрар и поэт Алишер Навои.
В учебном заведении читали лекции такие известные учёные как Кази-заде ар-Руми, Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши, Али-Кушчи, а также сам правитель Улугбек, который был одним из самых образованных людей того времени. Ученики изучали математику, геометрию, логику, естественные науки, богословие, своды учений о человеке и мировой душе.
Первым мударрисом (ректором) университета был назначен Маулана Мухаммад Хавафи — бродячий дервиш, простолюдин по происхождению, обладавший глубокими научными знаниями.
Здание медресе было капитально отремонтировано в 17 веке при Ялангтуше Бахадуре, который был наместником бухарского эмира в Самарканде.
Мы идём к следующему объекту – медресе Тилля-Кари, что означает «позолоченное».
-
В комплекс медресе Тилля-Кари входит и мечеть. Сегодня она не действует, а просто является составной частью музейного комплекса.
Недавняя реставрация несколько приукрасила внутреннее помещение мечети, однако старинная стилистика сохранена. Стены и купол сплошь покрыты росписью в технике кундаль с применением позолоты.
-
Внутри снова торговля, сегодня медресе является музеем.
Внутренний двор медресе отличается от двух других на площади Регистан одноэтажными постройками.
Главный фасад медресе выполнен в бухарском стиле. Композиция состоит из центрального портала и двухъярусных фронтальных крыльев с арочными айванами (нишами) выходящих на площадь шестнадцати худжр (келий), по восемь с каждой стороны. Строительство медресе началось в 1646 году по приказу бухарского наместника Самарканда Ялангтуша Бахадура на месте построенного ещё в 15 веке и сильно обветшавшего караван-сарая Мирзои с частичным использованием его фундаментов и стен.
Третий объект на площади Регистан – медресе Шердор, построенное также по инициативе Ялангтуша Бахадура, который выделил на строительство и собственные средства. Для этого до основания была разобрана обветшавшая ханака Улугбека, построенная в 1424 году.
Как снаружи, так и внутри во дворе медресе Шердор напоминает медресе Улугбека, пропорции которого были положены в основу проекта.
На протяжении почти трёх веков медресе Шердор было достаточно известным в исламском мире образовательным учреждением, хотя по престижу уступало как столичным образовательным учреждениям Бухары, так и медресе Улугбека. Среди самых известных его выпускников можно назвать известного татарского богослова, шейха суфийского братства Накшбанди, философа и историка Шигабутдина Марджани.
Современное название Шердор медресе получило по мозаичному узору на тимпане его парадного портала. Мастер декора изобразил сцену охоты на джейрана – фантастического зверя из семейства кошачьих, напоминающего тигра, но с гривой льва.
Два землетрясения в 19 веке повредили медресе: сильно деформировался свод его главного портала, в некоторых местах обвалилась облицовка, покосились минареты. Верх минаретов был восстановлен и облицован заново при реставрации.
Пройдя сквер на площади Регистан, мы направляемся дальше.
Памятник первому президенту независимого Узбекистана Исламу Каримову.
Чорсу – небольшое историческое здание, построенное на средства бухарского эмира Шахмурада.
По пешеходной улице Ислама Каримова. Дома в смешанном российско-азиатском стиле.
-
По улице Ислама Каримова можно и проехать с ветерком, разумеется за небольшую плату.
Привела нас улица к следующему объекту ЮНЕСКО. Мечеть Биби-Ханум является выдающимся памятником эпохи эмира Тимура.
Напротив виден небольшой мавзолей Биби-Ханум – любимой жены Тимура.
Строительство мечети Биби-Ханум (Госпожа-бабушка или Старшая принцесса) началось в 1399 году после успешного похода Тимура на Индию. В 1404 году, после возвращения из похода на Османскую империю, Тимур был разгневан результатом строительства; ему показалось, что портал мечети недостаточно грандиозен. Кого-то в очередной раз казнили, пришлось переделывать.
Но сначала пройдём на территорию Сиабского базара, история которого уходит в глубину веков.
Базар назван в память об Афросиабе. Это было одно из названий старого Самарканда до прихода Чингисхана, так называют сейчас и городище с руинами недалеко от нынешнего Самарканда.
В общем-то ничего особенного я тут не увидел. Торговля в основном идёт в павильонах. Я только попробовал отменного гранатового сока и всё.
За базаром дальше по улице Ислама Каримова я приметил какую-то постройку. Оказалось, что это мечеть Хазрат-Хызр, и я не догадался осмотреть её подробнее и зайти во двор, где находится мавзолей Ислама Каримова. Пора было возвращаться к группе.
Пешеходный мост над улицей Шахи-Зинда.
У портала мечети Биби-Ханум. Настоящее имя главной жены Тимура было Сарай-мульк Ханум, и происходила она из рода Чингизидов. Вопреки легенде о молодой и прекрасной жене, она была даже старше самого эмира, однако всё же любима им за красоту и ум.
Мечеть имеет дворовую композицию. По главной оси прямоугольного двора расположены парадный портал входа и в глубине основной купольный объём мечети. Главное здание сегодня внутри ещё неотреставрировано.
На поперечной оси двора находятся два одинаковых портально-купольных здания с дополнительными молельными залами.
-
Оба помещения отреставрированы в годы независимости Узбекистана. Украшения стен характерны для эпохи Тимура и его внука Улугбека.
-
После заселения в гостиницу вечером я прогулялся по окрестностям. Мы остановились в бывшем русско-европейском районе, построенном при Российской империи в 19 веке. Собор Святителя Алексия Московского.
Собор построили в 1909-1911 гг.
Район показался мне довольно интересным, походить бы тут подольше и посмотреть российскую архитектуру в Средней Азии.
Но я лишь только посетил ещё католическую церковь Иоанна Крестителя (1915 г.) и пошёл кушать и отдыхать)
В католическом храме светятся окна! Значит есть ещё кому ходить туда .
Les, да, костёл действует, я заходил внутрь. По будням службы часто проходят вообще без прихожан. По выходным приходят в основном корейцы, европейцев мало. Корейцы в Средней Азии и Южном Казахстане часто принимали христианство, есть как православные, так и католики. Ксёндз в храме поляк.
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.