«Городок Новая Ладога своими деревянными домишками и узкими улочками раскинулся на самом устье Волхова. Город всего на год моложе Санкт-Петербурга. Называется он Новой Ладогой в отличие от другой Ладоги, которую теперь именуют Старой. Она в десятке верст выше по течению Волхова. Старая Ладога, по летописям, один из первых городов на Руси и претендует на право её первой столицы.Здесь тысячелетняя тишина лежит на боевых камнях древних стен, на зеленеющих скатах Олегова кургана.»Из книги А.Вересова "Канавушка Ладожская"
Фото не мое, взято из интернета. Просто оно мне очень нравиться.
Фото не мое, взято из интернета. Просто оно мне очень нравиться.
Я не ставила себе задачу рассказать о Новой Ладоге, просто вот отсюда началось строительство Староладожского канала(к сожалению, нет фото шлюза, соединяющего Р. Волхов и канал.
Новая Ладога, особенно, по берегам каналов так и остается своеобразной большой деревней, с деревянными домишками, с большим количеством лодок по берегам,
с появлением особняков побогаче
и с неизменными буренками, которые как и священные индийские коровы гуляют где захотят-хоть в центре города, хоть на привольном бережку.
Из истории строительства.Строительство этого канала было крупной гидротехнической стройкой во времена Петра."Сюда планировалось привлечь крепостных крестьян (по человеку с каждых двадцати дворов), солдат и вольнонаёмных «работных людей».В начале 1719 года работа на огромной стройке закипела. Сам Петр I, лихо работая лопатой, наполнил землёй три тачки и по настилу из досок отвёз их к месту будущей плотины."
Тысячи людей с утра до вечера валили лес, прорубали просеки, производили отсыпку плотин, земляных перемычек и береговых откосов. Из-за нечеловеческих условий труда, плохого питания и жуткой болотной сырости смертность среди строителей канала была страшной. Пётр I, узнавая о невыполнении работ в должные сроки, посылал на Ладогу всё новые и новые полки солдат, казаков и драгун.
Покойников не считали, их просто зарывали в плотину, так первые версты канала(которые вы видите на снимках) стали сплошным кладбищем.
"Ох, и тяжела же она, землица, когда у тебя день-деньской лопата в руках"
"Ох, и тяжела же она, землица, когда у тебя день-деньской лопата в руках"
Красный водоспуск.
Находится в двенадцати верстах от Ладоги.
"Чтобы уровень воды в канале был примерно на два метра выше ладожского, возникла необходимость в сооружении шлюзов, плотин, регулирующих водоспусков, резервных прудов, внедрение других инженерных сооружений. Позже многие гидротехнические сооружения были красиво облицованы гранитными блоками и плитами."
Вот в это самое место приехал Абрам Ганнибал и самолично проверил это сооружение. Здесь же он организовал школу кондукторов-помощников инженеров в строительном деле."Людей, кто хоть немного знал грамоту, обучали основам арифметики, геометрии, механики и гидравлики, так как на канале нужно было построить много сложных гидротехнических устройств и сооружений. В 1723 году Пётр I, проверив продвижение и качество канальных работ, был крайне недоволен их медленными темпами и многочисленными техническими нарушениями. "
Находится в двенадцати верстах от Ладоги.
"Чтобы уровень воды в канале был примерно на два метра выше ладожского, возникла необходимость в сооружении шлюзов, плотин, регулирующих водоспусков, резервных прудов, внедрение других инженерных сооружений. Позже многие гидротехнические сооружения были красиво облицованы гранитными блоками и плитами."
Вот в это самое место приехал Абрам Ганнибал и самолично проверил это сооружение. Здесь же он организовал школу кондукторов-помощников инженеров в строительном деле."Людей, кто хоть немного знал грамоту, обучали основам арифметики, геометрии, механики и гидравлики, так как на канале нужно было построить много сложных гидротехнических устройств и сооружений. В 1723 году Пётр I, проверив продвижение и качество канальных работ, был крайне недоволен их медленными темпами и многочисленными техническими нарушениями. "
Было заведено дело "О канальной лже"..Повсюду мздоимство,разор, потачки,воровство, а на Ладоге больше всего."За неискусное ведение дел Государевым Повелением были арестованы несколько руководителей и мастеров, а всё производство дальнейших земляных работ оказалось возложено на военных. На должность главного мастера назначили генерал - лейтенанта Буркхарда Христофора фон Миниха - талантливого потомственного инженера и фортификатора, умело «сочетавшего в жизни и шпагу, и циркуль»."
Совсем маленькое поселение - Черниговские. 20 км от Новой Ладоги.
Совсем маленькое поселение - Черниговские. 20 км от Новой Ладоги.
На фото вы видите Черниговский водоспуск. Здесь много лет в прудах разводили карпа. Сейчас здесь все позаброшено, а вот как это выглядело раньше .
На фото(из интернета)Пинхус Карлинский, надсмотрщик Черниговского водоспуска. В фотоальбоме с фотографиями системы каналов Прокудин–Горский записал, что Карлинскому было восемьдесят четыре года и он находился на службе шестьдесят шесть лет.
На фото(из интернета)Пинхус Карлинский, надсмотрщик Черниговского водоспуска. В фотоальбоме с фотографиями системы каналов Прокудин–Горский записал, что Карлинскому было восемьдесят четыре года и он находился на службе шестьдесят шесть лет.
А вот это канал в деревне Дубно.(О деревне будет отдельная галерея). Фото сделано с моста по правую и левую сторону со стороны резервного водохранилища.
Петр Первый дважды инспектировал каналы и останавливался в этой деревне. Здесь же произошел работный бунт(основная сходка), который примечателен тем, что это одна из первых массовых забастовок в истории Петербурга. Довели работяг.
Петр Первый дважды инспектировал каналы и останавливался в этой деревне. Здесь же произошел работный бунт(основная сходка), который примечателен тем, что это одна из первых массовых забастовок в истории Петербурга. Довели работяг.
С этой стороны виден Дубенский водоспуск, который соединяет канал с речкой Дубенкой.
Кстати ,по преданию,Петр Первый повелел переименовать это сельцо из Рядка в Дубно( здесь ранее обильно рос дубовый лес)
Кстати ,по преданию,Петр Первый повелел переименовать это сельцо из Рядка в Дубно( здесь ранее обильно рос дубовый лес)
Все водные сообщения по Петровскому каналу осуществлялись на конной (бечевочной) тяге. Лошади шли по береговым булыжным дорогам - бечевникам с обеих сторон канала в зависимости от того, куда двигались суда. Мальчики-коноводы искусно управляли лошадьми, получая указания от судовых кормчих. Скорость движения судов по каналу была невысока, аварии судов, болезни и падёж лошадей случались довольно часто. Кое-где по трассе суда тянули и десятки вольнонаёмных бурлаков. В XVIII-XIX веках по каналу ходили трешкоты - специальная плоскодонная лодка для перевозок пассажиров и грузов длиной 12 метров, с высокими поручнями вдоль бортов, с односторонним боковым коридорчиком.
И теперь сообщение с Новой Ладогой происходит
И теперь сообщение с Новой Ладогой происходит
по воде, на самых разнообразных плавательных средствах.
Мы называем его Старый канал. Он весь зарос по берегам огромными деревьями и ивняком, в воде находится огромное количество "топляков"-загнивших деревьев, которых почти не видно из воды. Напороться на такой подарок-испортить мотор. Но вот местные не думают собраться и сообща почистить транспортную магистраль. Ох, уж это русское "Авось!". И невольно думается, что пропадает тяжелейший труд сотен и тысяч людей.
"На стройке работали более 60 тысяч человек. Ладожский канал стал третьей по масштабу (после Санкт-Петербурга и Кронштадта) стройкой петровской эпохи. "
"На стройке работали более 60 тысяч человек. Ладожский канал стал третьей по масштабу (после Санкт-Петербурга и Кронштадта) стройкой петровской эпохи. "
Особый интерес представляют уникальные гидротехнические сооружения Староладожского канала.Водоспуски предназначались летом для сохранения и запора канальных вод, а весной - для спуска в Ладогу излишней водной массы при половодьях
Этот водоспуск - прекрасный памятник эпохи классицизма..
Вот он - Дубенский водоспуск. Фото 25-летней давности. Тогда ещё не было порушенных колонн, клевала рыба и Дубенка была шире и глубже.
Этот водоспуск - прекрасный памятник эпохи классицизма..
Вот он - Дубенский водоспуск. Фото 25-летней давности. Тогда ещё не было порушенных колонн, клевала рыба и Дубенка была шире и глубже.
Это фото сделано немного позже.
А вот день нынешний.
Ну что тут скажешь? Обидно.
А ведь главная отличительная черта водоспусков– монолитные гранитные колонны. Стволы колонн из розового гранита были изготовлены артелью Самсона Суханова.
А ведь главная отличительная черта водоспусков– монолитные гранитные колонны. Стволы колонн из розового гранита были изготовлены артелью Самсона Суханова.
Иван-чай почти сливается с розовым гранитом.
Трава и кустарники уже начали свое разрушающее дело.
Когда-то бушующий пеной водоспуск затягивается болотиной. А здесь мы в детстве ловили окуней и ершей практически на голый крючок, теперь здесь водится мусор.
Фото сделано лет 25-30 назад. Это было ДО строительства дач небедных людей из Ленинградской области.Чистый воздух, обилие рыбы, ягод, грибов и охотничьих угодий привлекли сюда множество дачников. В зимние месяцы дерявня замирает в своем жизненном ритме.
Теперь по берегам речки понастроили особняки таким образом, что перекрылиподход к воде. Это запрещено. Но кто это здесь проверяет?Свалишься с моста случайно и плыви куда хочешь. На берегу тебя встретят либо кавказец, либо ротвейлер.
Так называемая караулка. Караульное помещение для канального батальона .
Фото 30-летней давности. За это время деревья выросли выше здания и оно открыто обзору лишь со стороны резерва.
Здание очень интересное и ещё крепкое. Вот как строили!
Ниже на фото мост, соединяющий берега канала.
Фото 30-летней давности. За это время деревья выросли выше здания и оно открыто обзору лишь со стороны резерва.
Здание очень интересное и ещё крепкое. Вот как строили!
Ниже на фото мост, соединяющий берега канала.
Его построили или обновили недавно, потому что небедные люди решили построить коттеджный поселок рядом с Новым каналом. И используют для этих целей камень, который использовале и при строительстве канала для укрепления берегов.
Они привозят его из леса, как и стволы деревьев получше.
После десяти лет эксплуатации и отсут ствия надлежащего гидротехнического контроля шлюзы и водоспуски стали постепенно разрушаться, проседать, обваливались раз мытые откосы, канальное ложе засорилось и обмелело. Миниха незаконно осудили по ложному обвинению и выслали в сибирскую ссылку.Новые представители канальной дирекции не смогли поправить положение дел, устранить неполадки.
Они привозят его из леса, как и стволы деревьев получше.
После десяти лет эксплуатации и отсут ствия надлежащего гидротехнического контроля шлюзы и водоспуски стали постепенно разрушаться, проседать, обваливались раз мытые откосы, канальное ложе засорилось и обмелело. Миниха незаконно осудили по ложному обвинению и выслали в сибирскую ссылку.Новые представители канальной дирекции не смогли поправить положение дел, устранить неполадки.
Но всё-таки в начале XIX века старый Петровский канал перестал справляться с возросшим пропуском судов, барж, плотов. В главном управлении Путей сообщения был учреждён "Комитет устройст ва нового Ладожского канала"-Данную магистраль соорудили всего за 5 лет (с 1861 по 1866 год) силами артелей землекопов-белору сов и крестьян из центральных губерний России.
На фото Новоладожский канал(по направлению к Ладоге)
На фото Новоладожский канал(по направлению к Ладоге)
Так же, как и при строительстве Петровского канала, из-за невыносимо тяжёлых ус ловий труда травматизм и смертность среди строителей канала были крайне высоки. Канал имел ширину 50-60 метров (в три раза больше, чем у старого) при глубине до 5 метров с полным отсутствием каких-либо архитектурных "излишеств". Поверх борта канала проложили удобный путь для лошадей - основной тяговой силы для плотов и барж. Новый канал отстоял от берега Ладоги пример но на 0,5 км и имел с Петровским почти одинаковую длину, удаляясь от него на расстояние от 300 м до 4-х км.
На фото ракета "Заря", которая ходила между Питером и Ладогой до полного развала экономики в годы перестройки.
На фото ракета "Заря", которая ходила между Питером и Ладогой до полного развала экономики в годы перестройки.
По каналу шли не только баржи, но и пароходы. Через три года все затраты на строительство полностью окупились. Петровский же канал стал выполнять сугубо вспомогательные функции, использовался для проводки плотов, барок с сеном и судов-порожняков, возвращавшихся из столицы.
А вот так выглядит Новый канал сейчас. Зарастает, к сожалению и очень быстро.
А вот так выглядит Новый канал сейчас. Зарастает, к сожалению и очень быстро.
Хорошо, что ещё стоят суденышки самого разного калибра,
которые хоть немного места отвоевывают у природы.
Закат на Новом канале. Фото из интернета. Природа , рыбалка привлекают сюда множество туристов.
Вернемся на Старый канал.
В 1731 канал, названный им. Петра Великого был введен в эксплуатацию. Он стал частью Вышневолоцкой водной системы, сооруженной к 1709. Дл. канала составляла ок. 111 км, шир. - более 20 м, глубина - св. 2,4 м. Укрепления берегов были выполнены из фашин, дерева и дикого камня.
А это мои мосточки.
В 1731 канал, названный им. Петра Великого был введен в эксплуатацию. Он стал частью Вышневолоцкой водной системы, сооруженной к 1709. Дл. канала составляла ок. 111 км, шир. - более 20 м, глубина - св. 2,4 м. Укрепления берегов были выполнены из фашин, дерева и дикого камня.
А это мои мосточки.
Вдоль трассы расположен ряд сел. населенных пунктов, наиболее значительными и древними из к-рых являются дер. Дубно, Сумское,Лигово, Кивгода,Черное, Леднево, Кобона, Лаврово.
Кивгода известна издревле как место обитания раскольников(после знаменитого церковного раскола между Никоном и Аввакумом). Здесь селились и многие беглые. Но среди жителей было много рыбаков-знатоков Ладожского озера и именно к ним обратился Миних с расспросами о повадках суровой Ладоги.
Кобона-известна как Дорога жизни в дни блокады Ленинграда. А Леднево было подарено Миниху за труды по проведению строительства Петровского канала.
Кобона-известна как Дорога жизни в дни блокады Ленинграда. А Леднево было подарено Миниху за труды по проведению строительства Петровского канала.
Между рр. Кобона и Волхов вдоль канала были созданы спец. водохранилища, т. н. "резервы" для поддержания необходимого уровня воды.
Дубенский резерв.
Фото 25-30 летней давности
Дубенский резерв.
Фото 25-30 летней давности
Этим летом из резерва выпустили воду, так как собираются делать ремонт. То ли ремонт запруды, то ли чистку всего пруда, так как он зарос ивняком. А потом запускать туда мальков и разводить рыбу, как и было ранее.
Резерв до спуска воды. Он довольно большой, собирает воду из болот,
где растут черника, морошка, брусника, грибы, водится дичь.
А это уже после спуска. Несколько лет резервную запруду не закрывали и пруд быстренько зарос. Природа пустоты не терпит.
На фото внизу развлечения местной молодежи.
На фото внизу развлечения местной молодежи.
Ну чем не место для туризма?
С 1940 года Староладожский и Новоладожский каналы для судоходства не используются. В настоящее время каналы пересыпаны перемычками и, по существу, превратились в водоемы, в которых полностью отсутствует течение воды. Они загрязнены, заилены, заросли донной растительностью и тростником.
Это тем более обидно, чтов наши дни Ладожские каналы включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Канал Императора Петра Великого интересен не только как выдающийся инженер ный объект, но и как часть отечественного историю- культурного наследия. Деревни по берегам ладожских каналов интересны для поклонников экзотических глухоманей, заядлых рыболовов, любителей истории петербургских окрестностей, краеведов, этнографов.С. В. Пинчук (Действительный член Русского Географического Общества)
Это тем более обидно, чтов наши дни Ладожские каналы включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Канал Императора Петра Великого интересен не только как выдающийся инженер ный объект, но и как часть отечественного историю- культурного наследия. Деревни по берегам ладожских каналов интересны для поклонников экзотических глухоманей, заядлых рыболовов, любителей истории петербургских окрестностей, краеведов, этнографов.С. В. Пинчук (Действительный член Русского Географического Общества)
На 11 фото - это не бензин там флюресцирует?! Шутка!
Места красивые - завораживает!
Места красивые - завораживает!
спасибо автору за фундаментальный труд! Фото с казаком- стариком, автор Проскудин-Горский, период примерно 1904-1914 год...
Местный гондольер просто неотразим! :)))
viktorterra . Спасибо! Я отредактировала текст к этой фотографии. Все сразу не успела сделать, так как много текста. Учту все замечания, если таковые ещё будут.
Очень добротное, историческое описание, автору Большое спасибо!
Фотографии Сергея Михайловича Прокудина–Горского (1863-1944) предлагают живой портрет потерянного мира – Российской Империи накануне Первой мировой войны и надвигающейся революции. Сюда входят изображения от средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик растущей промышленной державы и повседневной жизни и работы разнообразного населения России.
А мне ещё очень понравились комментарии, фото - тоже.
Спасибо за рассказ и фотографии, очень ответственно подошли к делу) Понравилось как подобраны фотографии, старые-фото чудесные, новые почти все очень красочные, качественные и живописные....Побольше бы таких галерей) Удачи...
спасибо очень позновательно!
Спасибо за интересный рассказ. Познавательно и фундаментально. Жаль, что такие сооружения приходят в упадок. А вседозволенность при застройке только усугубит и ускорит этот процесс. В России важен процесс строительства, в этот момент выделяются деньги, которые срочно надо "освоить". А вот на эксплуатацию и техобслуживание если и выделяют, то маленькие, как следствие все идет в разрухе.
Первая фотка-просто шедевр.
Огромное спасибо автору за обстоятельный рассказ! Бывал на каналах, читал про них, но многое и для меня в новь.
Мне понравились фотографии!!!
Так случилось, что один мой знакомый, к сожалению недавно покинувший этот мир, оставил в своем поэтическом наследии один стих, посвященный Староладожскому каналу. Увы, я так и не успела у него спросить, когда он бывал в этих местах.Лишь вчера, открыв сборник, посвященный автору этого стихотворения-Владимиру Александровичу Жилкину, я увидела эти строчки.
"На старом Ладожском канале"
"Здесь спит история. Забвеньем поросло,
Что эти берега когда-то оживляло.
Петровский руль, петровское весло
Здесь поработали немало.
Немало было здесь событий роковых,
Как мало ты,Россия, отдыхала:
Удар, ещё удар, удар по дых,
Но душу, ты свою,Россия,отстояла.
Здесь спит история, до времени, до дня,
Когда лицо Земли преобразится,
Но все волнует прошлое меня,
Оно смеется, плачет и грозится.
Меня в историю сегодня занесло,
И память смутная по берегам гулчет.
Какой сегодня день? И месяц? И число?
Куда плывет Земля? И кто ей управляет?
"На старом Ладожском канале"
"Здесь спит история. Забвеньем поросло,
Что эти берега когда-то оживляло.
Петровский руль, петровское весло
Здесь поработали немало.
Немало было здесь событий роковых,
Как мало ты,Россия, отдыхала:
Удар, ещё удар, удар по дых,
Но душу, ты свою,Россия,отстояла.
Здесь спит история, до времени, до дня,
Когда лицо Земли преобразится,
Но все волнует прошлое меня,
Оно смеется, плачет и грозится.
Меня в историю сегодня занесло,
И память смутная по берегам гулчет.
Какой сегодня день? И месяц? И число?
Куда плывет Земля? И кто ей управляет?
Большое спасибо за разсказ.
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.