Россия > Ныроб > Музей и Свято-Никольский родник, 11 июля 2009 года (27 Фото)
Музей и Свято-Никольский родник, 11 июля 2009 года
Север Пермского края, посёлок городского типа Ныроб - старинное поселение русских на северном Урале, известное с 1579 года. Наиболее известен этот посёлок тем, что в начале 17 века туда был сослан (и умер в ссылке) дядя будущего царя Михаила Романова, первого из династии Романовых. Казалось бы, место с такой историей - и как без музея? А вот как-то обходились в Ныробе без краеведческого музея много лет, и спохватились совсем недавно, буквально месяца три назад. Нашли для него вот такой славный домик с голубыми наличниками - по соседству от Романовского сада и Никольской церкви.
На дверях "новорождённого" музея висит такое объявление:
Вход в музей пока что совершенно бесплатный. Мы поднялись по скрипучей лестнице на второй этаж, вернее, какое-то подобие веранды. Это первый "зал", экспозиция в котором посвящена быту местных жителей во времена "ныробского узника" - Михаила Романова (конец 16 - начало 17 века).
К сожалению, там нет подлинных вещей тех времён - только копии и имитации. Многие из которых "зэки сделали" - я уже писала в предыдущей галерее о Ныробе, что заключённые занимают очень большое место в жизни Ныроба, фактически посёлок и живёт жизнью зоны. В Ныробе их три. И мы очень часто слышали из разных уст фразу "это зэки сделали". Вот, например, эти секиры и копии цепей Михаила Романова. Да и сапоги наверняка они же шили.
К сожалению, там нет подлинных вещей тех времён - только копии и имитации. Многие из которых "зэки сделали" - я уже писала в предыдущей галерее о Ныробе, что заключённые занимают очень большое место в жизни Ныроба, фактически посёлок и живёт жизнью зоны. В Ныробе их три. И мы очень часто слышали из разных уст фразу "это зэки сделали". Вот, например, эти секиры и копии цепей Михаила Романова. Да и сапоги наверняка они же шили.
На стене напротив - экспозиция, посвящённая промыслам и традициям здешних аборигенов. Шаманство, охота, рыбалка, собирательство и пр.
Как призналась директриса музея, единственный "аутентичный" старинный экспонат в этом зале - пороховница (XIX век, а может, раньше... или позже...)
Эти колодки и цепи опять-таки, сделали зэки для какой-то инсценировки мучений Михаила Романова. Как рассказала нам директор музея, когда зэки узнали, что играть в этой постановке будут омоновцы, они особенно тщательно вырезали детали, украсили резьбой и покрасили в весёленький жёлтый цвет:)
А настоящие кандалы Михаила Романова хранятся в Чердынском краеведческом музее.
А настоящие кандалы Михаила Романова хранятся в Чердынском краеведческом музее.
Представлю, наконец , вам главного героя. В музее был большой красивый портрет Михаила Романова, но сфотографировать его из-за бликов на стекле я не смогла. Поэтому вот картинка из интернета, и чёрно-белый, и цветной его портреты.
А это, пожалуй, главный экспонат ныробского музея - огромное, подробнейшее генеалогичесое древо русских царей, начиная с Рюрика. Насколько я поняла, это копия древа, сделанного к 300-летию дома Романовых, в 1913 году. Его подарили администрации Ныроба зарубежные представители царского дома Романовых, когда приезжали сюда в 1998, кажется, году. А застеклённую раму "конечно же, делали зэки" - чуть ли не хором подхватили мы слова директрисы музея.
"Ныробский узник" чуть-чуть намечен красным, в нижней части древа.
"Ныробский узник" чуть-чуть намечен красным, в нижней части древа.
Ныроб до недавнего времени жил не только без музея, но и без герба. Наконец, в начале этого года был утверждён его рисунок. Я сейчас не смогу так ловко разъяснить смысл этих геральдических символов, как это сделала директор музея - но суть у неё сводилась опять же к зэкам - в том смысле, что от тюрьмы и от сумы не зарекайся :)
Пока директриса музея очень живо рассказывала другим экскурсантам историю Михаила Романова, мы прошли в третий зал, посвящённый быту ныробских крестьян в 19-20 веках. Очень странное зрелище - никаких застеклённых витрин, на стеллаже ничем не закреплённые, лежат старинные книги, иконы, банкноты и т.д. О видеонаблюдении в этой глуши, я думаю, говорить не стоит. Тут же открытый кабинет с компьютером, а работников в музее, кроме директора, ведущего экскурсию в соседнем зале, что-то не заметно...
Вот ещё некоторые экспонаты из этого зала. Берестяные туеса, короба и прочая посуда и утварь, в общем-то, всё как у русских крестьян из других частей страны.
Разбросанные в "художественном беспорядке" вилки, ложки и гвозди...
А вот этот уголок экспозиции мне понравился. 20 век, Ленин-Сталин-репродуктор!
Из музея мы едем к Свято-Никольскому роднику, он недалеко, прямо в самом посёлке. О роднике говорится в той самой первой записи о Ныробе, встреченной историками в летописях: "«Деревня Ныробка на речке и на роднике, Микитка Ларев, Сенка Димитриев, Иванко Нос, Варка Микитин, Еремка Бобыль, Якуш Черный. Пашни 15 четвертей, перелогу 20 чети в поле...»
И вот возле этого родника, на пне, чудесным образом явилась жителям Ныроба икона Николая Чудотворца в 1619 году. Вода того родника считается целебной, и действительно очень приятная на вкус. А икона долгое время хранилась в Никольском храме, но в годы революции была утеряна, только её копия осталась в Чердынском музее.
И вот возле этого родника, на пне, чудесным образом явилась жителям Ныроба икона Николая Чудотворца в 1619 году. Вода того родника считается целебной, и действительно очень приятная на вкус. А икона долгое время хранилась в Никольском храме, но в годы революции была утеряна, только её копия осталась в Чердынском музее.
На тропинке к роднику нас встретили дружелюбно скалящиеся ныробские собаки. Но колбасу мы уже съели, так что собаки разочарованно отправились по своим делам.
Тропинка к роднику спускается между нескольких домов и высоких елей...
На месте явления иконы, над выходом родника из земли, построена часовенка.
Вода стекает по каменистой тропке от часовни...
в такую вот трубу...
а из неё - в тазик, где паломники моют ноги. И дальше в лес...
Там очень спокойно и красиво, и необыкновенный воздух от сосен, елей и кедров. Вода журчит тихо и мелодично, где-то щебечут птицы, а "мирских" шумов сюда как будто совсем не долетает...
На стене часовни висит резная икона Николая Чудотворца.
Поднимаемся обратно, к современной суетливой жизни. Садимся в машину, выезжаем из Ныроба. На прощание бросаем ещё один взгляд - который тут же натыкается на зону...
Потом на ещё одну - даже "вольняшка", зэк, живущий "на поселении" попадается (надо, кстати, сказать, что вообще мы видели в Ныробе крайне мало людей).
А вот для полноты картины и кладбище - при солнечном свете совсем не страшное и даже симпатичное.
Чтобы как-то вернуть нас к современности, мимо проплывают новые дома - кирпичные "бараки" с огромным количеством параболических антенн разнообразных размеров.
А дальше мы едем в лес - на знаменитую скалу Узкая Улочка...
Спасибо огромное, с нетерпением жду продолжения))))
Спасибо за родничок и музей! Очень познавательно и красиво
Да продолжение видов по Ныробу достойно начала. А "зэки", то "зэки" какие парни молодцы. Жаль, что отсидят они свое, и некому-то будет историю то подерживать, разве что только директору музея, да и то без средств и поддержки как-то все да уберечь, да и передать.
"Хорош" и современный "Ныроб" - живут в нем люди, но все как-то "по-черному", да и малорадостно, слабо перспективно и не очень духовно: природа, ах, сама по себе, люди - сами по себе, история, церковь, государство, "зэки" - где-то каждый сам по себе.
Автору - спасибо ещё раз, да низкий поклон за трепетность и надежду. Ну, а "зэкам", то нашим - особая благодарность от себя.
"Хорош" и современный "Ныроб" - живут в нем люди, но все как-то "по-черному", да и малорадостно, слабо перспективно и не очень духовно: природа, ах, сама по себе, люди - сами по себе, история, церковь, государство, "зэки" - где-то каждый сам по себе.
Автору - спасибо ещё раз, да низкий поклон за трепетность и надежду. Ну, а "зэкам", то нашим - особая благодарность от себя.
Спасибо за отзывы!:)
А зэки на самом деле часть жизни таких поселков, как Ныроб. Я выросла в Лабытнангах на Ямале, это тоже поселок при колонии. Хотя не могу сказать, что там большиснство населения работало при зоне, так как это ж-д станция и вообще поселок был довольно большой. Сейчас ему присвоен статус города. Там тоже пресловутые зэки делали многое и для школ, и для детских садов, и собственно, для самого поселка. И спасибо им за это! Кстати, мы, дети, когда колонны гнали на строительство больничного городка, выносили им гостинцы типа чая, конфет, печенья. А они нам обязательно дарили самодельные игрушки. Мальчишкам деревянные пистолеты и автоматы, а ним, девочкам, кукол, собачек, белочек, вырезанных из дерева. Мне как-то один заключенный подарил корзиночку - цветы были велеплены из пластилина, а сама корзиночка была сделана из медной проволоки. Это была моя любимая игрушка. До сих пор ее помню. Все эти вещи были сделаны с такой любовью... Так что не надо осуждать кого-то бы ни было - все под Богом ходим, и от тюрьмы и от сумы не надо зарекаться.
antiteza - К сожалению, в нашей стране заключённые - слишком большая часть общества. И нашу Пермскую область называют краем тюрем, да и где их только нет... А осуждать и презирать тех, кто оказался в тюрьме, ещё больше, чем уже случилось - и глупо, и не очень нравственно (тем более, что при нашей жизни действительно никто от этого не застрахован). И в тюрьме есть хорошие люди, и "на воле" ходит столько мерзавцев... У меня и дедушка, и свёкор сидели в тюрьме - но оба были очень хорошими, добрыми и вполне честными людьми (я это знаю). Можно попасть в тюрьму за ошибку, неосторожность, а часто - за чужую подлость.
Вообще, странно, что Вы пишете об осуждении - вроде бы ни в комментариях, ни в описании фотографий ничего такого не было. Просто жизнь такая, как она есть - есть зэки, есть вольные. Так их называют сами жители посёлка, а я старалась максимально воспроизвести свои впечатления.
Мне очень нравятся Ваши комментарии, и Ваши галереи с комментариями, я просто ещё не успела подробно всё рассмотреть и откомментировать:)
Вообще, странно, что Вы пишете об осуждении - вроде бы ни в комментариях, ни в описании фотографий ничего такого не было. Просто жизнь такая, как она есть - есть зэки, есть вольные. Так их называют сами жители посёлка, а я старалась максимально воспроизвести свои впечатления.
Мне очень нравятся Ваши комментарии, и Ваши галереи с комментариями, я просто ещё не успела подробно всё рассмотреть и откомментировать:)
Это я в отвечала Сергею Романову, когда он критиковал Ныроб. Обидно стало))))
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.