Россия > Петергоф > Большой Петергофский дворец и Нижний парк (45 Фото)
Большой Петергофский дворец и Нижний парк
10.05.2024
В 1710-е годы в Петергофе начались активные ландшафтные и архитектурные работы по строительству усадьбы Петра I. Талантливый инженер-гидротехник Миних доказал невозможность устройства «водных фиерий» в Стрельне и убедил царя перенести загородную резиденцию в Петергоф. В 1714 году были заложены Большой Петергофский дворец, Большой грот с каскадами, Монплезир и другие сооружения Нижнего парка. Регулярный парк площадью 102 га на берегу Финского залива закладывался по образцу загородной резиденции французского короля Людовика XIV в Версале в тогда модном французском стиле. Архитектор И. Браунштейн использовал сделанные Петром I наброски для составления Генерального плана резиденции.На мой взгляд, Петродворец или Петергоф превосходит Версаль и европейские резиденции, в подражание которым он был создан. Гуляя по парку, я вспоминал свои первые два приезда сюда, в 2000 и 2001 году; можно сказать, что мои путешествия начались именно с окрестностей Санкт-Петербурга и его самого.
Дворцовая площадь, вид на дворцовую Петропавловскую церковь. Но сначала надо купить билет в Нижний парк, 750 рублей для граждан РФ, для остальных дороже.
Дворцовая церковь создана по воле императрицы Елизаветы Петровны известнейшим архитектором Ф.Б. Растрелли, она является выдающимся образцом культового сооружения эпохи елизаветинского барокко. Во время войны пострадала меньше Большого дворца.
Вид на Нижний парк. Французский фонтан, а дальше Воронихинские колоннады и слева знаменитый Самсон, завершающий Большой каскад. Голые деревья и погода создают ощущение ноября, но в ноябре фонтаны уже не работают.
Большой дворец является главным сооружением всего ансамбля. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту Ж.Б. Леблона (работы заканчивал И. Браунштейн), был перестроен в 1745-1752 годах дочерью Петра Елизаветой I по модели Версаля.
Автором проекта стал знаменитый Франческо Бартоломео Растрелли. Взаимосвязанные объёмы дворца ритмически нарастают к центру. Средняя часть дворца, самая крупная, имеет три этажа, она связана с двухэтажными симметричными Церковным флигелем и флигелем «Под Гербом» неширокими аркадами.
Двадцать с лишним лет назад Большой Петергофский дворец я не посещал, зачем смотреть новодел? Да, дворец был разрушен в Великую Отечественную, особенно в середине, где находятся парадные помещения. Он горел почти три дня, а нацисты наслаждались зрелищем.
На этот раз дворец я посетил, для входа надо приобрести отдельный билет ещё на 750 рублей.
В первом экскурсионном зале установлена копия «Медного всадника», чтобы помнили, кто основал Петергофский дворец.
Скульптура Евы, точь-в-точь как на фонтане в парке. Утверждают, что оригинальная статуя находится именно во дворце.
Парадный вход размещён в западном флигеле дворца. Такое решение позволяло Растрелли развернуть анфиладу парадных залов, проёмы которых образуют ось вдоль фасада. Наиболее полно этот принцип реализован архитектором в следующем по времени создания дворце – Екатерининском.
Квадратный в плане зал с двухсветной лестницей – один из самых эффектных интерьеров дворца, отличающийся парадной и роскошной отделкой.
Основным элементом декора, традиционным для растреллиевских интерьеров, является золочёная резьба по дереву. Выполнение работ относится к 1751 году.
Танцевальный зал – второй по площади во дворце, он занимает всё западное крыло. Это самый пышный интерьер дворца, разработан в особом праздничном ключе. Он создавался в 1751-1752 годах и полностью сохранил изначальный замысел Растрелли. Особенность – фальшивые зеркальные окна, занимающие основное пространство глухих западной и северной стен.
Чесменский зал – мемориальный, самый известный из всех залов дворца. Своё название носит в память о Чесменском сражении 1770 года в Эгейском море, в ходе которого российский флот одержал решающую победу в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 годов.
Фрагмент тронного зала с конным портретом молодой Екатерины Великой в образе полковника Преображенского полка. Картина написана в 1762 году.
Белая столовая, переделанная архитектором Фельтеном в 1775 году, и по характеру переделки она получила своё нынешнее название.
Просторный Картинный зал, находящийся между Китайскими кабинетами, занимает центральное место в планировке дворцовых помещений. Зал существовал ещё во времена Петра I, но в 1764 году был переделан и расширен. В годы Великой Отечественной войны центральная часть дворца, где находится Картинный зал, была взорвана, сегодня это во многом копия.
Один из двух Китайских кабинетов, которые пострадали во время войны. Многие детали убранства помещений дворца успели вывезти, однако уцелело не всё, пришлось достраивать.
Диванная – опочивальня императрицы. Слева на стене «Портрет Елизаветы Петровны в детстве», копия с работы художника Л. Каравака.
Голубая гостиная в середине 18 века называлась Столовой. Обивка стен неоднократно менялась. Особую популярность зал приобрёл при императоре Николае I.
Дубовый кабинет – старейший интерьер дворца, создан ещё в первой четверти 18 века при Петре I. Отделан четырнадцатью дубовыми панелями, восемь из которых подлинные.
Вид из окна Большого дворца на часть Верхнего сада, который так и не открылся для посетителей после ремонта, работы ещё продолжаются.
Классический вид с террасы Большого дворца на Нижний парк и Большой каскад. Выделяется самый высокий фонтан – «Самсон, раздирающий пасть льва», созданный в 1735 году в связи с Полтавской победой русских войск над шведами.
Итальянский фонтан, двойник Французского, расположился симметрично относительно Большого каскада.
Большой каскад – самое грандиозное фонтанное сооружение петергофского ансамбля и одно из выдающихся сооружений мира. Идея завершить морской парадный въезд в резиденцию каскадом с гротами принадлежала Петру I. К 1724 году создание каскада было завершено. Спустя два с лишним столетия нацисты разгромили Большой каскад, воссоздали его в 1956 году.
Итальянский фонтан и Особая кладовая или Корпус под Гербом, как называли его раньше.
Западная часть Нижнего парка начинается с фонтана «Ева». Впервые он заработал в 1726 году.
-
Дождь закончился, можно выйти на берег Финского залива. В той стороне причалы Петергофа, откуда вдоль Морского канала можно дойти до дворца.
А тут очень далеко виден остров Котлин, где находится Кронштадт.
Дворец Марли и Марлинский пруд.
Менажерный фонтан и дальше каскад «Золотая гора».
-
Из сооружений западной части Нижнего парка Львиный каскад мне почему-то всегда особенно нравился. Появился он в 1799-1801 гг., проект архитектора А.Н. Воронихина. В 1854-1857 годах архитектор А.И. Штакеншнейдер заново отстроил каскад.
Теперь переходим через Морской канал из западной части парка в восточную.
Фонтан «Адам». Как и «Еву», его сооружение контролировал Пётр I.
Небольшой дворец Монплезир, название которого означает «Моё удовольствие». Так назвал его Пётр I, дворец был любимым местом отдыха императора. Здание строили с 1714 по 1723 годы. Перед ним фонтан «Сноп», один из старейших.
Фонтан «Солнце» является сложным гидротехническим сооружением. Это один из двух механических с турбинным приводом фонтанов в Нижнем парке Петергофа, сооружённый в 18 веке. На переднем плане скульптура Амура.
-
Римские фонтаны скопированы с двух фонтанов, установленных на площади перед собором Святого Петра в Риме. Они появились в парке в 1739 году по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова. В годы Великой Отечественной войны фашисты повредили мраморную облицовку пирамид.
Каскад «Шахматная гора» нам рекламировали ещё в 2000 году как одно из самых интересных сооружений Нижнего парка. На протяжении 18 столетия каскад несколько раз изменяли, а построен он был на месте первого сооружения Нижнего парка - Малого грота.
Большая оранжерея и фонтан «Тритон».
Фонтан «Тритон» был задуман при Петре I, но создан после смерти императора, в 1726 году. Фонтанная фигура представляет собой аллегорию: морское чудовище, символизирующее флот шведа Карла XII, схватило когтями бога Тритона, символизирующего русский флот, победивший при Гангуте, но тот разрывает пасть чудовища.
Проходя мимо Французского фонтана, я вдруг вспомнил, как двадцать с лишним лет назад рассуждали с девушкой о том, что надо обязательно дружить с Америкой и Европой, на любых условиях, даже ценой расчленения страны. А что, благоустроили бы всё до Урала, а остальное в аренду прогрессивным белым людям… И от этих воспоминаний мне стало страшно, но и радостно, что сошёл я с неверного пути…
С этой точки все любят делать снимки с собой любимыми. Немудрено, именно отсюда лучше всего ощущаешь величие России в прошлом и понимаешь, что величие это неизбежно и в будущем.
Порадовали этой Жемчужиной! Спасибо от чистого сердца!
Благодарю!
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.