Монголия > Улан-Батор > Урга - территория буддизма (40 Фото)
Урга - территория буддизма
23.09.2023
Нынешняя столица Монголии город Улан-Батор был заложен в 1639 году и получил название Урга. Город основали по приказу династии Юань, в то время всё ещё правившей в государстве Северная Юань на территории Монголии, после изгнания из Китая в 14 веке; первые члены династии были потомками Чингисхана. В 1696 году, после первой ойратско-маньчжурской войны, Урга была взята под контроль китайско-маньчжурской империей Цин. Название города Их Хурээ, что означает «Большой монастырь», стали употреблять в 1778 году, когда главный монастырь действительно разместился на нынешнем месте, на берегу реки Толы (Туул), и город стал оседлой резиденцией Богдо-гэгэна (главы буддизма в Монголии). Некоторые исследователи полагают, что Урга была лишь религиозным центром Монголии, однако со временем бывшая кочевая ставка превратилась в главный политический и культурно-религиозный центр страны. С 1912 года, после провозглашения независимости Монголии, городом управлял Богдо-хан. Начало прогулки у ворот Гандантэгченлина – крупнейшего центра буддизма в Улан-Баторе и во всей Монголии.
Первое деревянное здание для нового монастыря заложено в Их Хурээ в 1835 году по указанию Богдо-гэгэна V, желавшего перенести туда свою резиденцию, отдалившись от китайского торгового квартала столицы. В 1840-1841 годах было построено первое каменное здание.
Золотой храм в Гандантэгченлине – место коллективной молитвы монахов в старой части монастыря.
-
Храм Гунгаачойлин, тоже в старой части территории монастыря.
Здесь бывает Хамбо-лама – настоятель Гандантэгченлина или Гандан-дацана, который также является главой всех буддистов Монголии. С 1993 года Хамбо-ламой избран Д. Чойжамц.
Снова знакомый нам ритуал: вращая барабаны хурдэ, мы по часовой стрелке начинаем обходить главные храмы старой части Гандан-дацана.
-
Задняя часть Золотого храма молитвы и Гунгаачойлин – храма-института.
В другой части Гандан-дацана доминирует возведённый в 1912 году Мэгжид Жанрайсэг – дуган для главной реликвии всего духовного центра. Высота храма 42 метра, крыша поддерживается высокими деревянными колоннами.
Ступа и новое здание духовного университета.
Храм строился для 25,5-метровой статуи бодхисаттвы Авалокитешвары (будды сострадания), которая была создана в начале 20 века как символ независимости Монголии, а также с той целью, чтобы с её помощью вернуть зрение Богдо-гэгэну VIII.
Съёмка в храме разрешена, но за отдельную плату. Начинаем обход внутри здания по часовой стрелке, вращая барабаны хурдэ – сей ритуал мы уже проходили не один раз.
Внутри, как и во многих буддийских храмах, очень много привлекающих внимание деталей убранства. Я даже пожалел, что почти ничего не знаю о буддизме и не могу здесь ничего прокомментировать.
-
Подсвеченные статуэтки будды.
Буддизм вобрал в себя и пантеон индуистских божеств.
И снова гигантская статуя Авалокитешвары. Для её изготовления было использовано 45 кг золота, 56 кг серебра и 400 драгоценных камней.
На входе монах, по виду напоминающий тибетца, собирает плату за фотосъёмку в дугане, не забывая и разговаривать по мобильному телефону. 7000 тугриков, что эквивалентно 200 рублям.
-
По-видимому, корпус учебного заведения.
Новое здание духовного центра в Гандан-дацане. Буддийский университет имени Дзанабадзара был основан в 1970 году в Улан-Баторе как единственное учреждение религиозного образования в Монголии.
Главный зал на втором этаже изобилует буддийскими реликвиями: множество статуй будды, бодхисаттв, богиня Тара, принимающая 21 форму (наиболее известные белая и зелёная), индуистские боги и т.д.
Среди пантеона и изображение нынешнего тибетского Далай-ламы Нгагванга Ловзанга Тэнцзин Гьямцхо, который является духовным лидером всех последователей тибетского буддизма.
-
Университет в Улан-Баторе сотрудничает с российскими буддийскими организациями. Интересно, что его выпускниками являются бурятский лама, настоятель Санкт-Петербургского дацана (1991-1997 гг.) Данзан-Хайбзун Самаев и нынешний Хамбо-лама Бурятии Дамба Аюшеев.
-
Вход в Гандан-дацан со стороны улиц, ведущих в центр Улан-Батора. Комплекс произвёл на всех нас сильнейшее впечатление, тем более, что в группе было много людей, реально интересующихся буддизмом и обладающих некоторыми знаниями.
Второй интересный объект культового зодчества Улан-Батора – Чойжин-ламын-сум (храм-музей Чойжин-ламы). Целый комплекс сооружений в центре города, построенный на рубеже 19 и 20 столетий и выживший при коммунистах.
Строительство началось в 1896-1904 годах. Изначально комплекс планировали под резиденцию государственного оракула Лувсанхайдава, брата Богдо-гэгэна VIII Джэбзундамбы. Всего на территории комплекса располагается пять храмов.
В главном дугане находятся такие реликвии как созданная в 18 веке статуя Будды Шакьямуни, статуя Лувсанхайдава и статуя Балданчоймболона, учителя богдо-гэгэна. Внутренний голос сказал мне немедленно зайти внутрь, но я пошёл сначала во второстепенные храмы, а главный тем временем закрыли…
Первым из всего комплекса был построен храм Зуу, созданный в честь Будды Шакьямуни. Он феерично смотрится на фоне новостроек Улан-Батора.
Автором большинства проектов зданий комплекса, строившегося в том числе из дерева, был монгольский архитектор Омбогийн. Архитектура комплекса испытала значительное влияние китайского зодчества.
В дугане Зуу можно увидеть статуи Будды и лам, выполненные из папье-маше.
Амгалан - храм Благоденствия.
Обращает на себя внимание великолепная живопись и лепнина, украшающая стены дугана Амгалан.
Также здесь выставлены картины и скульптуры, некоторые из которых созданы знаменитым художником и скульптором, первым монгольским Богдо-гэгэном Занабазаром.
-
Потолок, оформленный в соответствии с традициями тибетского буддизма.
Главный храм комплекса, в который так и не удалось зайти. От разрушения комплекс Чойжин Ламын Сум спасло принятое в 1942 году решение создать в его помещениях антирелигиозный музей, который позже превратился в музей тибето-монгольского религиозного искусства.
Что-то похожее я видел во Вьетнаме, хотя там все-таки другое направление. Интересный взгляд на столицу Монголии, Улан-Батор представлялся мне не таким.
СПА-СИ-БО!!
AlexRos, многие представляют Улан-Батор примерно таким, как в моей сегодняшней новой галерее, а может быть, и ещё хуже) Но есть там места и для любителей истории, пусть и культовые сооружения в основном. Кстати, я не успел заснять дворец Богдо-гэгэна, ещё одну достопримечательность. Вроде бы светская постройка, но по стилю похоже на то, что мной здесь показано.
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.