Россия > Бурятия > Иволгинский дацан и Кяхтинский тракт (32 Фото)
Иволгинский дацан и Кяхтинский тракт
24-25.09.2023
Иволгинский дацан – буддийский монастырь и учебный центр, один из крупнейших в России, расположенный в селе Верхняя Иволга в 35 километрах юго-западнее столицы Бурятии Улан-Удэ. Дацан является памятником архитектуры, и что самое интересное, советского периода. В годы «воинствующего атеизма» буддизм пострадал даже сильнее, чем любая другая религия: в Туве и Калмыкии были разрушены все до одного буддийские храмы, причём разрушены до основания. Бурятия отделалась сравнительно легко: к 1945 году были закрыты все 35 её дацанов, однако в некоторых сохранились какие-то исторические постройки. После войны, когда гонения на веру ослабли, бурятам разрешили строить новый духовный центр. Именно Иволгинский дацан, основанный в 1945 году, стал центром российского буддизма, по-видимому из-за близости к Улан-Удэ, хотя годом позже возродился исторический Агинский дацан. Боковые ворота Иволгинского дацана. Главные ворота тоже есть, но через них проходить положено только по большим праздникам.
Удивительный пейзаж: деревенские дома, и возле них традиционные буддийские барабаны (хурдэ), в которые верующие вкладывают записанные на листочках молитвы. После входа в дацан нужно сначала совершить гороо – обход территории по часовой стрелке слева направо, с произнесением молитв (мантр).
В Бурятии, как и в соседних Монголии и Туве, исповедуют тибетскую разновидность буддизма, поэтому основной язык религиозных деятелей - тибетский, но им владеют только ламы.
-
В домиках дацана живут ламы и хувараки (послушники), принимают всякие целители и гадалки, а где-то на пути гороо есть что-то вроде кафешки - домик из комнаты и кухни, в котором готовят всякие традиционные блюда.
Традиционная юрта кочевников и дворец Итигэлова – самое вычурное и яркое здание Иволгинского дацана.
Здание дворца представляет собой точную копию Янгажинского цогчен-дугана (главного храма), построенного в 1904-1905 гг. по проекту великого ламы Итигэлова.
Возле дворца три ступы или субургана – культовые постройки без внутренних помещений. На сходный христианский аналог напрашивается поклонный крест. Вокруг ступ верующие обходят по часовой стрелке три, семь или десять раз, произнося мантры.
Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году, рано осиротел, в детстве пас овец, но проявлял склонность к духовной жизни и знаниям. 23 года он учился в Агинском дацане, в 1904-1911 годах был настоятелем Янгажинского дацана на своей родине близ Новоселенгинска. В 1911 году Итигэлов был избран Пандито Хамбо-ламой, за свою жизнь он написал десятки трудов по буддизму. После революции он сложил с себя полномочия, вернулся в родной Янгажинский дацан и возглавлял его ещё десять лет.
В июне 1927 года Итигэлов после последних наставлений своим ученикам сел в позу лотоса и ушёл в нирвану. Янгажинский дацан был разрушен в 1938 году, тело ламы Итигэлова осталось в земле, но бурятские ламы всегда знали, что оно остаётся нетленным. Наконец, в 2002 году тело было извлечено из земли и помещено во дворец, и самый великий бурятский лама до сих пор сидит в позе лотоса на втором этаже.
Сегодня к ламе Итигэлову приходят помолиться даже христиане, его феномен до конца не изучен. Если в христианстве душа покидает тело навсегда, и мощи святых нельзя назвать живыми, то в теле Итигэлова иногда регистрируют слабые признаки жизни. Он как будто добровольно вошёл в вечную медитацию, что в Индии определяют как состояние сомати.
Самый интересный из жилых домов, в котором живёт нынешний, двадцать четвертый по счёту, Пандито Хамбо-лама, глава буддистов России. Это избранный в 1995 году Дамба Аюшеев, и говорят, что внешне его не отличить от простого монаха, он часто принимает участие в работах на территории монастыря.
Цогчен-дуган (главный храм или Дом Всеобщего Собрания) построили в 1970-х годах. Он является классическим образцом трёхэтажного храма, сформировавшегося во второй половине 19 столетия.
В архитектуре главного храма Иволгинского дацана отразился опыт, накопленный бурятскими зодчими за два с половиной века.
Интересно, что под силикатный кирпич храм только покрашен, а на самом деле он деревянный.
Внутри снимать не разрешают, но я сделал один запрещённый кадр. Если бы не было запрета, можно было бы наснимать и пару десятков – столько интересных там деталей. В алтарной части Цогчен-дугана установлена статуя Будды с двумя учениками и статуи 18 архатов – вышедших из «колеса перерождений» и достигших при жизни неполной нирваны.
Вообще, в дацане много построек. Здесь в кадре виден Чойра-дуган, построенный в 1945-1946 годах. Изначально он был главным храмом, теперь это скорее Храм Философии. В буддийском образовании невозможно провести границу между теорией и практикой, тут учёба соединяется с медитацией, молитвой и многим другим.
Дуган Зелёной Тары (дальше слева), один из самых новых в дацане, построен в 2010 году.
Дуган считается женским, т.к. Зелёная Тара прежде всего хранительница домашнего очага.
А здесь поодаль виден красный Жуд-дуган 2001 года, в котором практикуется тантра. Ближе оранжевый Майдарин-сумэ – небольшой деревянный дуган будды Майтреи (кто придёт в будущем).
Главные ворота Иволгинского дацана. А слева заканчивают строить новый Цогчен-дуган внушительных размеров, который станет самым большим буддийским храмом в России. Пишут, что на первом этаже будет гигантская люстра в виде мандалы.
Последний кадр на пути к выходу. Дворец феноменального Хамбо-ламы Итигэлова. Буддизм был признан официальной религией в России в начале царствования императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году.
Справа рядом с Иволгинском гора Баян-Тугад, она же Иволгинская сопка.
Так выглядит Иволгинский дацан с почти построенным большим новым главным храмом с Кяхтинского тракта. А дальше горы Хамар-Дабана.
24 сентября едем от границы с Монголией на север в Улан-Удэ. Вид на Воскресенский собор приграничного города Кяхта, который символизировал в своё время для купцов и торговцев возвращение из Китая в Россию.
На высоте 760 метров над уровнем моря окраины Кяхты, в прошлом купеческого города Троицкосавск, крупного торгового центра на границе с Китаем, которым в 17-19 веках правила маньчжурская династия Цин, включившая в состав своей империи и Монголию.
По широкой долине Селенги. Дуган Сагаан Дари Эхэ близ города Новоселенгинск.
Кяхтинский тракт привёл на озеро Гусиное в долине реки Селенга, на высоте 630 метров над уровнем моря.
У северо-восточной оконечности озера расположился город Гусиноозёрск, основанный в 1939 году. Видны трубы ГРЭС.
Загустайский дацан, основанный в 1784 году прихожанами Ацайского дацана, жившими к северо-востоку от Гусиного озера. В 19 веке в дацане, помимо главного Цогчен-дугана, имелось 11 малых храмов. В 1933 году дацан был разрушен. Возрождение началось с 2012 года.
Отроги Хамар-Дабана подступают к Селенгинской долине.
Озеро Абрамовское. Скоро Иволгинск, а потом и Улан-Удэ.
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.