Россия > Иркутск > Иркутск - 2023 (40 Фото)
Иркутск - 2023
26.09.2023
Иркутск – один из интереснейших городов Сибири. Основанный в 1661 году русскими казаками и землепроходцами во главе с Яковом Похабовым, Иркутск закрепил приход русских людей в Прибайкалье, при этом первый выход к берегу Священного моря состоялся ещё в 1643 году. В Иркутске я оказался второй раз, и снова он встретил меня ужасной погодой. Но если три года назад почти без перерыва два дня шли дожди, в этот раз дождя почти не было, он шокировал меня температурой – с утра вокзальные часы показали 0 градусов! Днём же было не выше +5, по сравнению с предыдущими днями наблюдался температурный провал на 10-15 градусов. Такова суровая и непредсказуемая Сибирь. Первый поезд прибыл на станцию Иркутск из Красноярска 16 августа 1898 года. К 1898 году появилось и здание иркутского железнодорожного вокзала, которое было перестроено и расширено в 1906-1907 годах. Вокзал очень длинный с несколькими корпусами, снять его адекватно во всю длину проблематично.
Утром на электричке я доехал до села Тельма, известного с 1660 года и бывшего до революции важным промышленным центром во всей округе. В 1732-33 годах в устье реки Тельминки заработали первые в Восточной Сибири железоделательный завод и суконная мануфактура. Первый позднее был переоснащён в стекольный завод, в 18-19 веках ставший в Тельме одним из градообразующих предприятий, а в конце 19 столетия их дополнил винокуренный завод.
Но приехал я сюда ради вот этой прекрасной Казанской церкви, что красуется на берегу пруда на реке Тельминка. Храм изумительно смотрится на фоне голубого неба в солнечную погоду (увы, я этого не увидел), при этом совершенно с ним не сливаясь.
Кто был архитектором этого потрясающе красивого храма, сочетающего стиль ампир и барочный декор - неизвестно. Чаще всего упоминается крепостной мастер Иван Шорин, но глядя на результат, понимаешь, что такой проект мог создать только человек с архитектурным образованием общероссийского уровня.
Скорее всего, проект был создан в Европейской части России, по отдельным его деталям искусствоведы могут предполагать авторства Осипа Бове (галереи), Николая Львова (ротонда) или Василия Баженова (главки вокруг ротонды, мальтийские кресты, овальная в сечении колокольня).
Ещё есть версия про губернского архитектора Якова Кругликова, который взял и обобщил опыт лучших столичных зодчих. Деньги на строительство Казанской церкви выделил в 1814 году начальник суконной фабрики Игнат Соколовский. Спустя два года строительство храма было завершено.
При Советах церковь закрывалась в 1936-1945 годах, и этих лет хватило, чтобы уничтожить уникальные для Сибири куранты некоего ссыльного мастера Климова, играющие до двенадцати разных мелодий.
Иконостас храма, по местной легенде, спасла икона «Всех Скорбящих радость», которую никакая техника не могла сдвинуть с места. Более достоверно выглядит история о том, что к приезду чекистов сельчане доверху засыпали храм зерном и объявили, что сами переоснастили здание для нужд народного хозяйства.
Как бы там ни было, интерьер Казанской церкви уцелел, и привезённый в своё время из Москвы иконостас по-прежнему впечатляет своей подлинностью.
Московский тракт восточнее Казанской церкви. По мнению многих, она является самым эффектным культовым сооружением сельской Восточной Сибири.
Итак, Иркутск. Интересный уголок города, посвящённый деревянному зодчеству. В кадре дом Серапилова (одноэтажный) и дом Шастина.
Дом Серапилова был построен в 1910 году, причём в другом районе Иркутска. В ходе строительства нового моста через Ангару он попал в зону транспортной развязки. По одним данным, его перенесли сюда на новое место и заново собрали, по другим – сегодня мы видим просто восстановленную копию дома.
Во дворе флигель Ларина.
Самый интересный объект – дом Шастина, или «Кружевной дом», как его ещё называют, что более чем уместно, на мой взгляд.
Дом купцов Шастиных строился в середине 19-го столетия. Он был выполнен в стиле русского баpокко. Первое упоминание о доме относится к 1843 году, как все доходные дома, он был богато украшен резным орнаментом. Постепенно внешний вид усадьбы менялся, но орнамент при этом становился всё красивее и ярче.
Нынешний вид усадьба приобрела в 1907 году, когда в домовладение вступил почетный гражданин города А.И. Шастин. Именно тогда появилась основная часть украшений. Иркутские барочные наличники занимают особое место в истории русской домовой резьбы. Такого разнообразия и совершенства в исполнении высокорельефной резьбы редко встретишь в других городах Сибири или даже Европейской России. Разве что Томск может составить конкуренцию.
Особый интерес представляют оконные наличники главного фасада с уникальной рельефной резьбой. По инициативе французской ассоциации сохранения мировых памятников, дом купцов Шастиных был внесен в список мирового охраняемого наследия и при поддержке мэрии Иркутска спасен от сноса.
В 1998 году на базе усадьбы создаётся муниципальное учреждение «Дом Европы» с целью развития и укрепления международных связей Иркутска и стран Европы. Теперь он так и называется.
Не менее интересна и находящаяся в стороне от центра усадьба В.П. Сукачёва, окружённая небольшим парком. Её я пропустил в 2020 году.
В 19 веке усадьба принадлежала выдающемуся общественному деятелю второй половины 19 века Владимиру Платоновичу Сукачеву (1849–1920 гг.), городскому голове, меценату и основателю картинной галереи, положившей начало Иркутскому художественному музею. В 1880–1890-х годах усадьба являлась центром общественной и культурной жизни Иркутска.
После отъезда В.П. Сукачева с семьёй в Петербург в 1898 году усадьба осталась под присмотром доверенных лиц. В архитектуре главного дома заметны элементы модерна.
Сегодня отремонтировали четыре объекта. В зданиях развернуты постоянная мемориально-художественная экспозиция, посвящённая жизни и деятельности Сукачева; устраиваются временные выставки, проводятся культурные мероприятия.
Флигель в глубине парка.
Конец сентября в Иркутске.
Армянская церковь где-то на подступах к Иерусалимской горе.
Центральные улицы исторического Иркутска. Справа грандиозное здание бывшего Гранд-отеля, которое мне захотелось отснять подробнее.
Здание Гранд-отеля возвели в 1899-1901 годах (по другим данным в 1901-1904 гг.) по проекту талантливого иркутского архитектора Алексея Ивановича Кузнецова, получившего образование в Петербурге, а затем поставленного в Иркутске на должность главного архитектора.
Здание, выполненное в стиле неоренессанс и ар-нуво с влиянием Австро-Венгрии, отлично вписалось в общий ансамбль улицы Большой (ныне Карла Маркса) благодаря продуманной архитектуре, изящной угловой башенке и удачному сочетанию стилистических элементов фасада.
Стоит выделить особый авторский штрих архитектора Кузнецова – витиеватую лепнину. Заказчиком строительства Гранд-отеля выступил инженер путей сообщения И.И. Никитин. Отель, открытый в конце 1903 года, занимал второй и третий этажи дома. До 1911 года часть помещений занимал Русско-Китайский банк.
На первом этаже открылись магазины по продаже швейцарских часов и книготорговая лавка известного московского издателя Сытина. При гостинице работали и увеселительные заведения, например, кафешантан «Аркадия», где для гостей выступали музыкальные коллективы с лёгким репертуаром.
Собор Богоявления Господня (1718-1746 гг.), кадр с набережной Ангары. Собор является выдающимся произведением культового зодчества Сибири, его я подробно показывал в 2020 году.
Двухуровневая Нижняя набережная Ангары. Тут стал снова накрапывать дождь, усилившийся к наступлению темноты.
Но всё же я увидел и солнечный Иркутск, когда 19 сентября ближе к вечеру вернулся из поездки по КБЖД.
По улице Дзержинского.
-
Отремонтированных деревянных домов на улицах Иркутска прибавилось, однако много и заброшки под снос.
Дореволюционный корпус дома Горняка на Дзержинского / Ленина. По улице Ленина построен сталинский дом в 1936 году.
Выходящий на улицу Ленина главный фасад Иркутского театра юного зрителя имени А. Вампилова.
Театр занимает здание бывшего 1-го Общественного собрания, построенное в 1891 году.
Вечернее солнце подсвечивает сквозь деревья шедевральную Крестовоздвиженскую церковь, которую я подробно изучил в 2020 году. Не удержался и вновь её посетил, но главный зал оказался закрыт, как и три года назад.
Особое впечатление производит деревянное зодчество!
Русский модерн в Сибири, конечно, прекрасен. Но деревянные кружева просто бесподобны! Жаль, что все их сохранить невозможно...
Красота, спасибо автору!!!
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.