Россия > Слюдянка > Слюдянка и Кругобайкальская железная дорога (44 Фото)
Слюдянка и Кругобайкальская железная дорога
19.09.2023
Главной достопримечательностью Слюдянского района, помимо Байкала, является Кругобайкальская железная дорога (КБЖД). Наверное, это самая красивая железная дорога России, представляющая собой тупиковую ветку старого пути Транссиба длиной 89 километров, соединяющую посёлок Култук и Порт-Байкал у истока Ангары. Узкий карниз между отвесными скалами Олхинского плато и волнами Священного Байкала вместил 18 галерей, 39 тоннелей, 248 мостов и 268 подпорных стенок. 73% пути приходится на выемки в скалах, 10% - на тоннели. Именно от вокзала Слюдянки начинается маршрут по Кругобайкальской железной дороге. Вокзал в Слюдянке – настоящая достопримечательность. Здание построено в 1904 году, и в нём сошлись путейская и горняцкая сущности Слюдянки.
Вокзал построен из местного белого мрамора, правда свою белизну теряющего, если его не чистить время от времени. Последний раз вокзал чистили до блеска в 2001 году, к столетию Транссиба.
Здесь же и памятник Михаилу Хилкову – отцу Кругобайкальской железной дороги, министру путей сообщения с 1895 по 1905 гг., а также строителю железных дорог в Америке и в Англии.
Ну а мы отправляемся по КБЖД на рельсовом автобусе «Нерпочка», который голубеет в кадре поодаль слева.
Поехали. До Култука движение происходит по обычному современному ходу Транссиба.
Потом пути раздваиваются, и все поезда (кроме нас) начинают подниматься на Олхинское плато по Перевальной ветке, проложенной в 1941-1949 гг. В кадре видна автомобильная трасса, также поднимающаяся по серпантину на плато.
Сохранился деревянный вокзал станции Култук начала 20 века. Сегодня станция почти без трафика, все поезда на Иркутск уходят выше на перевал по новой и более короткой дороге.
После станции Култук появляется стела КБЖД, обозначающая начало исторического пути.
Впрочем, на участке до Ангасолки поезд часто идёт по второму по счёту пути, который прокладывался в 1910-е годы, а о первой дороге 1902-1905 гг. напоминают несколько галерей, через которые раньше проходила колея.
Не забываем фотографировать и Великое озеро. Юго-западная оконечность Байкала остаётся позади, на противоположном берегу начинает расти всё выше хребет Хамар-Дабан.
Подпорная стенка, одна из многих на КБЖД.
Мост в районе Ангасолки, который строила итальянская бригада во главе с Джованни Андриолетти. Стройка КБЖД была интернациональной, с привлечением, так сказать, иностранных специалистов.
Ангасолка, основанная в 1904 году, во время строительства железной дороги. Слева можно разглядеть деревянную Никольскую часовню 2007 года.
-
За Ангасолкой пейзаж меняется: над Байкалом встают высокие сопки с почти отвесными склонами. Начинаются тоннели.
Пройдя очередной тоннель, проехали по мосту через Большую Крутую Губу. Хотелось бы отснять тоннели, однако находясь внутри вагона, сделать это трудно, мягко говоря, а из заднего окна обзора не было, потому как там закрытая вторая кабина машиниста.
Поэтому просто едем, наслаждаемся видами, а въезжая в очередной тоннель, включаем видеозапись)
-
Далее нас встречает посёлок Шаражалгай и падь с речкой Малая Крутая Губа. Падями на Байкале называют небольшие пологие ущелья, как правило образованные небольшими речками.
В Шаражалгае и окрестностях есть турбазы, гостевые дома, но и постоянные жители посёлка тоже ещё остались. Многие живут здесь наездами, преимущественно в тёплое время года.
Недалеко Семафорная падь и станция 137 км. Километраж на КБЖД отсчитывался не от Култука или Порт-Байкала, а от Иркутска, поэтому такая цифра не удивила.
Прекрасные виды на седой Байкал, Священное море.
Обрывистые берега великого озера, как было обойтись без тоннелей и галерей? В кадре мыс Столбы.
Переезжаем через падь речки Шабартуй: под нами слева железобетонный мост, а справа - единственный на КБЖД мост с перевёрнутой фермой. Привлёк внимание одинокий человек, фотографирующий проходящую «Нерпочку».
И действительно, чтобы получить полное представление о Кругобайкалке и всех её инженерных сооружениях, качественно всё отснять, надо совершить по ней пеший поход (в среднем три дня пути), что и делают настоящие путешественники.
В районе посёлка Баклань удалось поймать в кадр железобетонную галерею, построенную в 1910 году. Такая же галерея была немного раньше, после Семафорной пади.
Затем начинается каскад тоннелей, вход в один из которых я попытался сфотографировать.
Выход из тоннеля. Таблички рассказывают о строительстве сооружения и его характеристиках.
Маритуйская падь и одноименное село. Маритуй – село полноценное, здесь официально числятся 55 жителей.
Поодаль от пади вокзал Маритуй, постройка 1902 года.
Птичий мыс с отлогим берегом. И действительно, у воды крутится очень много птиц.
Половинная бухта, расположенная примерно на половине пути от Култука до Порт-Байкала.
Мост начала 20 века через реку Половинная, сегодня просто пешеходный. Мы едем по железобетонному дублёру 1910 года.
Следующая станция – Итальянская стенка. В начале 20 века именно Италия обладала наибольшим опытом строительства дорог в условиях скалистых изрезанных берегов, поэтому на строительстве Кругобайкалки были рады итальянским мастерам. При этом Италия оставалась в те времена, мягко говоря, небогатой, а то и почти нищей страной, и итальянцы охотно отправлялись на вахты далеко в Азию.
Были на Кругобайкалке и выходцы из итальянской провинции Фриули, населённой не столько итальянцами, сколько отдельным ретороманским народом фриулов, тогда ещё не слишком ассимилированным. С началом кругобайкальской стройки некоторые выходцы из Италии образовали в Сибири полноценную общину, а кто-то и совсем потом остался в России.
Шумиха – очередная таёжная деревенька и падь, образованная речкой Большая Шумиха. Постоянного населения тут почти нет, особенно в зимний период, многие дома используются как летние гостевые.
Спустя некоторое время выезжаем на последний отрезок пути по КБЖД. У подножия ближнего хребта слева уже Порт-Байкал.
Мы подъезжаем. На склоне холма Преображенская церковь.
Станция Порт-Байкал. Через 15 минут «Нерпочка» пойдёт назад в Слюдянку, но теперь нам с ней будет не по пути.
Деревянный вокзал был построен ещё в 1900 году, когда стройка КБЖД не была завершена. Первоначальное здание было серьёзно повреждено в 1918 году взрывом вагона с боеприпасами, позже многократно реставрировалось и поновлялось, последний раз в 2005 году с упрощением резьбы на фасаде.
В ожидании парома у истока Ангары, самого широкого истока в мире. Ширина его от берега до берега составляет почти километр. Название реки возводят к эвенкийскому «Анара» («Пасть»), или к бурятскому «Анга» («Открытая»).
И вид в сторону Листвянки, где я уже бывал в 2020 году. Три года спустя я вернулся в эти края, и вновь в сентябре.
Вот и паром, курсирующий между Порт-Байкалом и Листвянкой. Он вмещает при полной загрузке 4 легковых автомобиля да пару десятков человек.
Тарахтит мотор, паром везёт нас в Листвянку. Слюдянский район мы покидаем.
Объёмная галерея. Но и КБЖД - грандиозный инженерный объект. Я проехал в сентябре в Сербии по старой железной дороге, но тут масштабы несопоставимые. И да, Байкал прекрасен!
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.