Россия > Татарстан > Севернее Камы (42 Фото)
Севернее Камы
06-07.05.2023
Северный Татарстан за великой рекой Камой – земля, где издревле проживали удмурты и волжско-камские булгары, которые после раскола Золотой Орды стали называть себя татарами, как и некоторые другие народы от Крыма до Сибири. Русские массово появились в этих краях после присоединения Казанского ханства. В рамках майского автопутешествия мы прокатились по дорогам северной части Татарстана, заглянув в некоторые ранее неизведанные нами уголки республики. Богоявленская церковь 1903 года в селе Анатыш.
Церковь до сих пор неотреставрирована до конца. Нелегко бывает храму в глубинке оправиться от коммунистического разгрома, произошедшего здесь в 1930-е годы.
В соседнем большом селе Рыбная Слобода, выходящем на камский берег, есть небольшая набережная.
Кама здесь подтапливается волжским водохранилищем, в дождливую погоду противоположный берег едва угадывается. Дождь шёл весь день 6 мая и прекратился только к вечеру.
Татарские сёла. Типичная сельская мечеть – минарет пристроен прямо на крыше дома.
Село Большая Кульга. Новодельная мечеть.
И церковь Михаила Архангела, судя по всему недействующая. Построена в 1840 году.
Город Мамадыш, церковь Ксении Преподобной на старом русском кладбище, существующем с 1784 года. Храм построен в 1876-1882 гг. на средства мамадышского купца Гавриила Семеновича Распопова, он завещал освятить храм во имя преподобной Ксении Миласской, в память о его жене, Ксении Егоровне.
-
В 1930-е годы Ксенинская церковь была закрыта. Однако пустовала она недолго, и уже с 1945 года в ней вновь начали проводить службы.
Внутренняя отделка церкви в основном конца 19 века.
Едем в центр. Главная мечеть города «Галиулла».
Мамадыш возник в начале 17 века на месте одноименного татарского поселения, название происходит от личного имени первого поселенца. В 1781 году Мамадыш получил статус города.
Одна из фишек Мамадыша – парижская тема. Даже своеобразную копию Эйфелевой башни установили.
Квартал с дореволюционкой на улице Советская. Краеведческий музей в одном из зданий.
Традиционные торговые ряды.
Памятник Льву Толстому перед рядами. Писатель не бывал в Мамадыше, однако часто употреблял его название как синоним российской провинции, глуши))
-
Восстановленный Троицкий собор недалеко от места, где располагался оригинальный храм, который был разрушен в 1930-е годы. Пока не действует.
Мамадыш располагается в нижнем течении реки Вятка, главного притока Камы. С холмистого берега неплохие виды. Внизу сквер Яшьлек.
-
Ещё пара дореволюционных домов вблизи Советской на улице Карла Маркса.
Несмотря на бедность историческими памятниками, Мамадыш может понравиться своим благоустройством. Впрочем, как и многие места в Татарстане.
В Мамадыше есть небольшая набережная, это уже утро 7 мая.
В центре набережной оркестр зверей, символизирующий годы по восточному гороскопу, и дополнительно Маша и медведь из популярного мультсериала.
Парижская тема и тут не забыта.
Город самый нижний по течению Вятки, устье находится километрах в 10-15 по дороге. Мой план включал заезд к устью Вятки, однако накануне шли сильные дожди, поэтому не ездили.
-
Едем дальше на север, в сторону Кировской области.
Проходящая параллельно Вятке дорога весьма живописна.
-
После посещения Вятских Полян в Кировской области направляемся на запад, в сторону Казани. Казанская церковь в селе Черемышево (1741 г.). Церковь не действует, но внутри есть остатки старых фресок чуть ли не 18 века. По разбитой дороге решили не приближаться, сфотал я на зуме, и всё...
Район Горки на окраине Казани. Надвратная Иверская церковь Новоиерусалимского архиерейского подворья (1706 г.). До революции на территории действовал и Воскресенский монастырь.
Архиерейский дом с церковью Вознесения Господня. Строили сооружение, используя предварительные чертежи известного зодчего Бартоломео Растрелли, по именному указу Екатерины II в знак признательности императрицы к митрополиту Казанскому Вениамину, невинно пострадавшему по обвинению его в измене и сношениях с Е.И. Пугачёвым.
Главный собор Воскресения Христова является самым старинным в ансамбле подворья. Однокупольный собор в стиле московского барокко возведён в 1698 году. Пока что он в процессе восстановления после времён советской власти.
На территории подворья есть памятный камень, рассказывающий о существовавшем тут Кабанском городище, где была резиденция татарских правителей и кладбище знати.
На выход через надвратную Иверскую церковь.
Чтобы не делать отдельно про Казань, добавим сюда и Петропавловский собор в историческом центре города. Собор построили в 1723 году по инициативе казанского купца И.А. Михляева, закладывал здание сам император Пётр I, направляясь через Казань в персидский поход.
Собор Петра и Павла в Казани является одним из самых ярких образцов стиля петровской эпохи, для регионального зодчества почти исключительным. Он символизирует переход от московского барокко к барокко европейскому, отражая тенденции развития государства.
Внутри собор произвёл на меня сильнейшее впечатление, несмотря на то, что я побывал в нём не первый раз.
На 300 лет Россия уверовала в то, что она часть западного мира. Однако запад всегда в ответ строил козни и развязывал войны, даже ещё раньше, со времён Ивана Грозного. Теперь сия эпоха подходит к концу.
Петропавловский собор реставрировали в 1864 году, в последние годы был произведён косметический ремонт. Посетителями Петропавловского собора в своё время были все российские императоры, начиная с Екатерины II (кроме Николая II), и почти все посещавшие Казань известные люди, независимо от вероисповедания.
Много, оказывается, святых мест здесь находится. Фото хорошие, автору спасибо. Набережная в дождь красивая очень, хоть и хмурая.
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.