Узбекистан > город Хива > Дишан-Кала - Внешний город. Махалля и городская среда (38 Фото)
Дишан-Кала - Внешний город. Махалля и городская среда
06.10.2022
Старая Хива включала в себя не только Внутренний город Ичан-Кала. В 1839-1842 гг. по указу Аллакули-хана была воздвигнута ещё одна крепостная стена, охватывающая гораздо большую территорию. Она стала называться Дишан-Кала или Внешний город. В 1873 году в ходе крупной военной операции под командованием генерал-губернатора Туркестана К.П. Кауфмана Российская империя присоединила часть Хивинского ханства, включая столицу. Мухаммад Рахим-хан II был последним независимым ханом Хорезма. Он был просвещённым монархом, поэтом и композитором, был известен под псевдонимом Фируз. В 1880 году в Хиве была издана первая печатная книга на узбекском языке «Хамса» («Пятерица») Алишера Навои. После смерти Мухаммада Рахим-хана II в 1910 году к власти пришёл его сын Асфандияр-хан. Последние хивинские ханы сохранили свою власть, но были подотчётны российскому императору. Жизненный уклад ханства оставался неизменным, император лишь отменил рабство и работорговлю.В 1918 году части Красной Армии свергли власть хивинского хана. В 1920 году Хива стала столицей Хорезмской Советской Народной Республики. В 1924 году земли Хорезмского оазиса разделили между образованными Узбекской и Туркменской ССР.
Начинаем мы прогулку с крупного ансамбля Саид-Махрум или Саид-Махири. Он начинался с могилы святого, в 19 веке стал усыпальницей для ханов, умерших за пределами Ичан-Калы, стены которой издревле запрещалось пересекать мёртвым.
Основная часть комплекса построена в 1884 году.
Ещё два мавзолея. Где-то здесь покоится и Мухаммад Рахим-хан II, на правление которого пришлась значительная часть времени под протекторатом России.
Резные деревянные двери – в Хиве таких множество.
Кош-Дарваза, то есть Двойные ворота, ограничивавшие Дишан-Калу с севера. Через них проходила дорога на Ургенч.
На улице Амира Темура несколько зданий, возведённых визирем Исламом Ходжой. В кадре больница имени цесаревича Алексея (1912 г.).
Напротив здание почты 1911 года.
Русский язык с вывески убрали.
Широкий бульвар с водружённым на высоченный столб флагом Узбекистана. Справа здание акимата (городской администрации).
Ворота городского парка.
С северной стороны парка сохранилась стена внешнего города Дишан-Кала. В отличие от Ичан-Калы, стены внешнего города сохранились фрагментарно.
Дишан-Кала строилась в 1839-42 годах. Каждая семья со всего ханства ежегодно давала по одному работнику на срок от 12 до 30 дней, отработать на стройке успел едва ли не каждый мужчина. Изначально периметр стен достигал 5,7 километров, в окончательном варианте длина стен превысила 6 километров.
Пройдя по улице Рахмонова вдоль стен Ичан-Калы, мы приблизились к следующему памятнику архитектуры - медресе и минарет Бикаджан-Бике (1894 г.). Бикаджан была сестрой Мухаммада Рахим-хана II.
Ныне в медресе отель «Караван-сарай».
Рядом старое кладбище Шакаландар-Бобо, названное в память о суфийском проповеднике, мавзолей которого находится здесь же.
Комплекс отлично виден со стен ханской цитадели в Ичан-Кале, далеко слева минарет Мухаммад-Махрама (1903 г.) и обширные юго-западные махалля, куда мы и отправимся дальше.
Какой-то очередной гостевой дом в переулке.
Юго-западные махалля Дишан-Калы. Конечно, не средневековье, все дома не старше 19 века.
-
На улицах соорудили бетонные покрытия, раньше тут были преимущественно грунтовые дороги.
Архитектура и атмосфера напомнили мне старую Евпаторию в Крыму, район Малый Иерусалим, где собраны культовые сооружения многих народов. Минимум влияния Российской империи.
На одной из главных улиц Болтаева памятник архитектуры – комплекс Мухаммад-Махрама, включающий медресе, мечеть и минарет. Медресе собираются переоборудовать в очередной отель.
Продолжение улицы Болтаева. Школьница в бело-чёрной форме возвращается с уроков.
Уличные бойцы.
На улице Маджиди, уже на юго-западной окраине старого внешнего города, мечеть Чилли-Авлия (Сорока Святых) конца 19 века.
-
Назад по улице Кадыра Якубова.
Видимо, купол старого колодца.
Уже близко к внутреннему городу. Виден кусок мощной стены Ичан-Кала.
Юго-западные ворота Тозабаг, новодельная копия последних лет.
Южная часть Дишан-Калы, за моей спиной ворота Таш-Дарваза Ичан-Калы, показанные во второй части. А в отдалении южные ворота Дишан-Калы Шихлар; здесь стены внешнего и внутреннего города подходят друг к другу наиболее близко. А дальше южные окраины Хивы и конец оазиса, за которым граница с Туркменистаном и пески Каракумов.
Рядом с восточными воротами Ичан-Калы стоит мечеть и медресе Саида-Нияза Шаликарабая, построенные в 1830-х годах. Мимо этого падающего минарета мы проходили не один раз, направляясь во внутренний город.
Дальше на восток уходит бульвар Палвана Кори, на котором несколько примечательных объектов. Первый из них – медресе Палвана Кори (1905 г.) с единственным в Хиве минаретом цилиндрическим формы.
Небольшое медресе Хусана Мухаммадбая.
Мавзолей Абдала-бобо с мечетью и небольшим минаретом. Мавзолей построен в 18 веке бухарскими зодчими, а сама могила палвана (богатыря) Абдал-бобо датируется чуть ли не 7 веком. За мавзолеем небольшой некрополь.
Пройдя по благоустроенному бульвару ещё дальше на восток, остановимся перед воротами Гандимьян-Дарваза (вид сбоку), названными в честь близлежащего кишлака, где в 1873 году был подписан Гандимьянский договор, сделавший Хивинское ханство частью Российской империи.
Бульвар заканчивается площадью и зданием железнодорожного вокзала. Железную дорогу длиной 30 км от Ургенча протянули в 2018 году по распоряжению президента Шавката Мирзиёева.
Меня же через пару часов ждал трансфер в аэропорт Ургенча, откуда я улетел в Ташкент, а оттуда ближе к утру прямым рейсом домой, в Самару.
У них теперь латиница ?
Les, в Узбекистане ещё в 1929 году обсуждали переход на латиницу с арабского алфавита. Но в 1940 году коммунисты из Москвы всё-таки навязали Средней Азии кириллицу. В 1993 году решили переходить на латиницу "для всестороннего прогресса республики и вхождения её в систему мировой коммуникации". Но по факту до сих пор существует "алфавитное двоевластие", хотя недавнее решение Казахстана переходить на прогрессивную латиницу снова ускорило процесс избавления от кириллицы в Узбекистане.
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.