Узбекистан > город Хива > Ичан-Кала - Внутренний город. Часть 1 (50 Фото)
Ичан-Кала - Внутренний город. Часть 1
05.10.2022
Хива была одним из городов древнего Хорезма – крупного государства, расположенного на западе Центральной Азии, южнее Аральского моря. Согласно археологическим данным, Хива была основана более 2500 лет назад. В древности город был известен под сакским названием Хейвак. Сведения письменных источников об основании Хивы чаще всего легендарны и связывают появление города то с именем библейского Соломона, то с сыном Ноя Симом. С 305 по 995 г. Хорезмом правила древнеперсидская династия Афригидов. В 712 году происходит завоевание Хорезма арабским полководцем Кутейбой ибн Муслимом, учинившим жестокую расправу над хорезмийской аристократией. Тем не менее конец династии Афригидов произошёл позднее, с появлением Мамун ибн Мухаммада, который основал новую династию хорезмшахов Мамунидов со столицей в Куня-Ургенче, сегодня находящемся в Туркменистане. В 1097 году к власти пришла династия Аншутегинидов огузо-туркменского происхождения, правившая Хорезмом до нашествия Чингисхана. При них происходила постепенная тюркизация Хорезма. В 1511 году Хива вошла в состав государства, управляемого узбекской династией Шейбанидов. Изначально она не была столицей государства, но в 1598 году Амударья отступила от Куня-Ургенча, и столица была перенесена в Хиву. При Абулгази-хане (1643-1663 гг.) Хива окончательно закрепила за собой статус столицы, и после этого в русских письменных источниках государство стало часто называться как Хивинское ханство. Однако в официальных документах и на монетах оно продолжает именоваться Хорезмом.Рассказ о внутреннем городе Хивы, крепости Ичан-Кала, будет в двух частях.
Вид с востока на Ичан-Кала – внутренний старый город Хивы. Свой современный вид крепость начала приобретать с второй половины 18 века, в период наивысшего расцвета Хивинского ханства.
Палван-Дарваза – восточные ворота крепости, появившиеся в таком варианте в 1804 году. Названы в честь легендарного хорезмского богатыря, который, по легенде, проиграл только один бой, и в обмен на это поражение персидский шах отдал ему столько пленных, сколько тот мог увести с собой.
Торговля внутри ворот Палвана (Пахлавана).
Недалеко от ворот видна Белая мечеть, основанная в 1657 году, и далее фрагмент медресе Кутлуг-Мурад-Инака.
Медресе Аллакули-хана появилось между 1834 и 1836 гг. Аллакули-хан интересовался науками и иностранными языками, свободно владел русским языком. Справа Белая мечеть.
Напротив то самое медресе Кутлуг-Мурад-Инака (1812 г.), образующее кош (пару) с медресе Аллакули-хана.
Центральная улица Палвана Кори (Золотого богатыря). Сегодня на ней процветает оживлённая торговля.
Улица Палвана Кори ведёт к западным воротам. Прямо виден недостроенный минарет Кальта Минор, слева медресе Матнияза Диван-беги.
Западные ворота Ата-Дарваза, по-узбекски Ота-Дарвоза, что по-русски будет означать Главные или дословно Отцовские ворота, а само слово дарваза вроде бы персидское.
А так выглядит ханская цитадель Куня-Арк с внешней стороны Ичан-Кала, недалеко от западных ворот. До Куня-Арк мы обязательно доберёмся.
Рядом с западными воротами медресе Мухаммада Амин-хана – крупнейшее в Ичан-Кале. Оно воздвигнуто в 1852-1855 гг. Видно, что правители Хивы 19 века вдохновлялись средневековой архитектурой Тимуридов и Шейбанидов.
Внутренний двор
Медресе соединяется с минаретом Кальта Минор, который должен был стать самым высоким в Средней Азии.
Строительство минарета Кальта Минор (Короткий минарет с узбекского) началось в 1852 году, а в 1855 году, когда его высота достигла 29 метров, строительство было неожиданно прекращено из-за смерти Мухаммад Амин-хана, который погиб в битве близ Серахса.
Корабль пустыни верблюд на фоне фрагмента медресе Мухаммада Рахим-хана II 1871 года.
Очередная торговая улочка Ичан-Калы.
Внутри медресе Якуббая Ходжи тоже торговля.
Вид на минарет Ислам Ходжа. К нему мы и направляемся.
Но сначала остановимся возле высокого портала медресе Шергази-хана, возведённого в 1719-1726 годах на средства и по приказу узбекского правителя Шергази-хана.
Резные двери в Хиве ещё не раз будут обращать на себя внимание. В медресе Шергази-хана учился ряд знаменитых личностей эпохи: туркменский поэт Махтумкули, знаменитый казахский суфий и поэт Бекет-ата, великий каракалпакский поэт Ажинияз.
Напротив медресе портал комплекса Палвана Махмуда – поэта и богатыря, обладавшего не только огромной силой, но и даром исцеления людей.
Мавзолей Пахлавана Махмуда (1247-1326 гг.) издавна считается священным местом, куда совершали и совершают паломничество узбеки, туркмены, каракалпаки и представители других народов. Ранний мавзолей Пахлаван-Махмуда был перестроен в 1810 г. Мухаммад Рахим-ханом I. Новый мавзолей включил в себя старую усыпальницу и ханаку с высоким двойным куполом, силуэт которой стал одним из главных символов Хивы.
Также одним из символов Хивы является минарет Ислам Ходжа, названный в честь свёкра и главного визиря правителя Хивинского ханства Асфандияр-хана, сына Мухаммада Рахим-хана II, по инициативе которого и начали строительство.
Минарет Ислам Ходжа был построен в 1908 году, когда Хивинское ханство уже было под протекторатом России. Его высота 56,5 метра, он является вторым по высоте минаретом в Средней Азии и самым высоким в Узбекистане.
Возле минарета располагается медресе Ислама Ходжи.
-
С улицы Ислам Ходжа вид на комплекс Пахлавана Махмуда. Вокруг него старое городское кладбище с мавзолеями и захоронениями знатных людей.
-
Склепы разного времени постройки.
Есть и большие мавзолеи, например, Юнусхана и Сафарджана, оба вроде бы 16 века.
Из некрополя отлично виден минарет Джума-мечети, возведённый в конце 18 века. И сама приземистая Джума-мечеть обращена на мавзолеи боковой стеной.
Неприметная снаружи Джума-мечеть тем не менее является одним из самых выразительных архитектурных памятников Хивы. Мечеть была основана арабами в 10 веке. Своеобразный архитектурный стиль её с лесом колонн внутри во многом уникален и отсылает к арабской архитектуре в Испании и Северной Африке.
Джума-мечеть не имеет порталов, куполов, галерей и внутреннего двора. По данным узбекского историка Муниса Хорезми, в 1780-х годах мечеть была перестроена на деньги, пожертвованные ханом Абдурахманом Мехтар.
Потолок Джума-мечети поддерживают 213 деревянных колонн. Наиболее старые из этих колонн возможно были взяты из средневековой столицы Хорезма – города Кята. Двадцать одна колонна относится к 10-12 вв. и имеет арабские надписи в стиле куфического письма. Колонны с цветочно-растительным узором хивинского типа относятся к 18 веку.
Возле михраба (алтаря). Сегодня мечеть сочетает в себе функции музея и действующего культового сооружения.
Мавзолей Саид Алауддина – один из древнейших памятников архитектуры Хивы. Он возведён над погребением известного суфийского шейха Саида Алауддина, умершего в 1303 году.
Мавзолей находится гораздо ниже уровня современных улиц. Усыпальница с куполом и уникальным майоликовым надгробием датируются первой половиной 14 века, а в 17 веке была пристроена зиаратхана.
Мы направляемся в сторону ханской резиденции Куня-Арк. Очередной памятник архитектуры – медресе Мухаммада Амин-Инака.
Крепостная стена ханской цитадели Куня-Арк, крепость в крепости, город в городе. Строительство Куня-Арк началось в 1686-1688 годах при Аранг-хане. В конце 18 века Куня-Арк была отделена от остальной территории Ичан-Кала высокой стеной.
Ворота привлекают внимание благодаря большой деревянной резной двери, тем не менее не являющейся уникальной в Хиве и вообще в Средней Азии.
Современное здание ханского дворца (куринишхона) возведено в 1804 году Эльтузар-ханом. Оно состоит из нескольких помещений: открытый двор, айван, зал с троном и боковые комнаты в западной части двора.
Резной потолок был выполнен из устойчивых к гниению пород дерева в 1816 году хивинским мастером Мухаммадом, который сделал и ханский трон.
В середине двора есть круглое возвышение, на котором стояла юрта. В ней хан принимал послов кочующих народов. Трон хана стоял у южной стены тронного зала; сейчас этот трон находится в музее Москвы.
Айван куринишхоны был покрыт майоликой во время правления Аллакули-хана.
Приёмный зал хана.
Колоритные продавцы в Куня-Арк и приценивающиеся покупатели из более северных стран.
Самое высокое строение крепости – бастион Ак-Шейха-Бобо. Здесь находится смотровая площадка, откуда открываются виды на Ичан-Калу. Кальта Минор доминирует в кадре. И медресе Мухаммада Амин-хана – крупнейшее в Хиве.
Все главные символы Хивы: минарет Ислам Ходжа, купол мавзолея Пахлавана Махмуда, минарет Джума-мечети. Левее медресе Мухаммада Рахим-хана II, попавшее ранее в кадр с верблюдом. Возведённое в 1871 году, оно отражает интерес правителей Хивы к архитектурному наследию Тимуридов и Шейбанидов, временам расцвета Бухары и Герата.
Виды на северные махалля Ичан-Калы. Парадные ансамбли внутреннего города с юга и севера ограничивают обычные жилые кварталы.
Мощная западная стена Ичан-Калы. Весь внутренний город Хивы внесён в список ЮНЕСКО, на территории бывшего СССР едва ли не самый целостный ансамбль исторических объектов.
Давненько, но бывал и какое-то время проживал в этих местах (в Бухаре). Спасибо, что напомнили!
Спасибо за комментарий. Но всё же Бухара от Хивы довольно далеко, километров 400 как минимум, это совершенно другая область.
На последнем фото знакомый гестик :) Узбекистан, несомненно, прекрсен. Мечтаю вернуться и увидеть все это еще раз. Спасибо!
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.