Узбекистан > Самарканд > Самарканд туристический. День второй (44 Фото)
Самарканд туристический. День второй
02.10.2022
Самарканд – удивительный город. Здесь находятся не только шедевры мирового уровня, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Самарканде также сохранилось много из жизни простых людей: многочисленные махалля, каждая из которых свой маленький мир со своим жизненным укладом, традициями, светскими и культовыми сооружениями; более поздние российские дореволюционные кварталы, наконец, советский и современный город. Но, проведя в Самарканде всего сутки, включая ночлег, всего этого я не увидел, поэтому продолжим знакомство с городом в рамках экскурсионной программы. Гур-Эмир – от персидского «гробница эмира». Ещё один великолепный памятник архитектуры эпохи великого полководца Тамерлана.
Мавзолей Тимура и его родственников является шедевром персидского зодчества в рамках стиля азери, который возник в 13 веке в Иранском Азербайджане.
Усыпальницу начали строить в 1404 году по инициативе и на средства самого полководца и правителя. В 1403 году после военного похода на Османскую империю умер престолонаследник Тимура Мухаммад Султан, его старший внук и сын Джахангира. Именно в связи с этим печальным событием и началось строительство Гур-Эмир, ставшего семейным мавзолеем Тимуридов.
Тимур умер в 1405 году во время похода на Китай. Он завещал похоронить себя на родине, но вопреки его воле, тело отвезли в Самарканд и захоронили в недостроенном на тот момент Гур-Эмир. Основное здание мавзолея дошло до наших дней почти в целости и первоначальном виде. В 1868 году, после завоевания Самарканда Россией, тюрколог В. Радлов с восхищением сделал описание почти полностью сохранившегося мавзолея.
Из остальных сооружений к 20 веку сохранились фундаменты медресе и ханаки, портал главного входа и часть одного из четырёх минаретов.
Заходим внутрь. В галерее небольшой музей.
Так изначально выглядел комплекс мавзолея Гур-Эмир.
Внутри мавзолей производит ошеломляющее воздействие. Конечно, ничего подобного раньше не было, убранство было гораздо скромнее.
Это дало повод ЮНЕСКО усомниться в правильности включения Гур-Эмир в свой список наследия, но потом разногласия удалось преодолеть.
Надгробия Тимуридов, включая Мухаммад Султана и Улугбека. Тёмный саркофаг указывает могилу эмира Тимура. Его останки потревожили советские исследователи 21 июня 1941 года, тем самым исполнив пророчество из легенд: «Кто потревожит мой покой, навлечёт на свою страну опустошительную войну и будет страдать…»
Рифлёный купол в самаркандском стиле Тимуридов. Глазурь, покрывающая купола и порталы сооружений, имеет специальный состав и не разрушается многие столетия.
На заднем дворе мавзолея.
Передний двор за внешним порталом.
Усыпальница Тимуридов послужила прообразом для известных памятников архитектуры эпохи Великих Моголов: мавзолея Хумаюна в Дели и мавзолея Тадж-Махал в Агре, построенных потомками Тимура, которые были правящей династией Северной Индии.
Памятник Тамерлану в начале Университетского бульвара. Центр Самарканда относительно ровный, но со всех сторон его окружают холмы. Город находится на плато в предгорьях Гиссаро-Алая, на высоте 700 метров над уровнем моря.
Шахи-Зинда – ещё один интересный туристический объект в Самарканде. Ансамбль мавзолеев был основан тюркской династией Караханидов и в дальнейшем формировался на протяжении девяти столетий, включает более двадцати сооружений 11-14 и 16-19 веков.
В переводе с персидского Шахи-Зинда означает «живой царь». Имеется в виду двоюродный брат пророка Мухаммеда Кусам ибн Аббас, который пришел в Самарканд с небольшим войском для утверждения ислама. Во время одного из набегов язычников Кусам ибн Аббас был поражён стрелой, но сумел скрыться от глаз неверных в образовавшейся расщелине (по другой версии, в колодце), где, по легенде, и живёт по сей день.
У входа в комплекс мечеть Шахи-Зинда с колоннами.
Чтобы попасть к основным сооружениям ансамбля, надо преодолеть 36 высоких и крутых ступеней.
-
Вид с главной площади на мавзолей, посвящённый Кусам ибн Аббасу, точнее целый комплекс помещений. Перед ним раскопки домонгольских мавзолеев, построенных при Караханидах. От большинства сооружений Шахи Зинды, построенных в 11-12 веках, не осталось ничего, кроме кирпичного боя и кусков орнаментальных терракотовых облицовок.
Но пока, минуя главную площадь, мы идём сразу в дальний угол, к верхней группе построек, где находятся наиболее примечательные сооружения.
Верхняя группа включает три стоящих напротив друг друга мавзолея, как бы состязающихся красотой облицовок и образующих затененный дворик.
Северная часть двора замыкается мавзолеем Ходжа-Ахмада, построенным ещё в дотимуровское время примерно в 1340-е годы. Восточная и западная стороны этого дворика окружены безымянным мавзолеем 1360—1361 гг. и мавзолеем Туман-ака начала 15 века.
-
-
Ряженые русскоязычные дамы фотографируются на память. А справа похожие на таджиков мужчины, особенно тот, кто повыше. Вообще, в Самарканде и Бухаре до сих пор более 50% населения имеют таджикские и даже иранские корни.
Наиболее почитаемым местом является комплекс, посвящённый Кусам ибн Аббасу, отстроенный в основном в 14 веке, с 1334 года. Главный зал мавзолея был декорирован в 15 веке.
Этот мазар – один из самых сложных, многослойных и запутанных архитектурных комплексов Средней Азии. Мавзолей Кусама, построенный как отдельно стоящее купольное здание с портальным южным фасадом, после пристройки зиаратханы (помещения для мечети) образовал вместе с ней группу функционально и художественно взаимосвязанных помещений. За решёткой в глубине зала находится предполагаемое место захоронения Кусама ибн Аббаса, заглядывать и заходить за решётку запрещено, под страхом смертной казни.
-
Возвращаемся на главную площадь.
На главной площади. Ближайший слева мавзолей Алима Несефи относится к второй половине 14 века.
Мавзолей восьмигранник первой половины 15 века.
Узкая улица – проход между рядами мавзолеев. Мы двигаемся обратно в сторону лестницы с 36 ступенями. Толпы людей, разноязыкая речь – будто и не было ни коронавируса, ни войны.
На этом участке несколько богато украшенных мавзолеев Тимуридов. Выделяются своим декором и высокими порталами мавзолеи Эмир-заде 1386 года и мавзолей племянницы Тимура Шади-Мульк-ака (Туркан-ака) 1372 года.
Им не уступает находящийся напротив мавзолей сестры Тимура Ширин-Бика-ака (1386 г.).
Возле ансамбля мавзолеев знати старое кладбище с захоронениями простых и менее знатных смертных. И отсюда прекрасно видно мечеть и мавзолей Биби-Ханум, показанную в первой части.
Едем дальше. Самаркандский филиал Ташкентского технологического института.
Какие-то махалля. Жаль, что не удалось побродить по рядовым улицам старого Самарканда.
Последняя остановка у памятника Улугбеку – государственному деятелю, учёному и поэту.
Обсерватория Улугбека – заглубленное в землю сооружение, построенное Улугбеком в 1424 году и просуществовавшее до 1469 года, когда ученик Улугбека Али-Кушчи, спустя 20 лет после гибели учителя от рук религиозных фанатиков, был вынужден перебраться в Герат, где первым министром был поэт и покровитель наук Алишер Навои.
Рядом с обсерваторией, которая была обнаружена в 1908 году русским археологом В.Л. Вяткиным, находится музей Мирзо Улугбека.
Макет секстанта.
А нам пришла пора покинуть Самарканд, впереди новые города и новые впечатления.
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.