Россия > Боровск > Предместья и Пафнутьево-Боровский монастырь (35 Фото)
Предместья и Пафнутьево-Боровский монастырь
06.01.2022
Вторая галерея про Боровск посвящена предместьям, где с 17 века проживали в основном старообрядцы. Боровск стал настоящей ареной трагедии старообрядчества. Сюда был сослан протопоп Аввакум, в Боровский острог были помещены и погублены его соратницы — боярыня Морозова и её сестра княгиня Урусова, о чём уже было упомянуто в первой части. Также увидим монастырь, основанный в середине 15 века Пафнутием Боровским за пределами города, ставший крупным культурно-религиозным центром Московского государства. В 1480 году владевший городом Иван III готовил под Боровском войска к битве с ордынцами. Сегодня Боровск является самым близким к Москве городом, при этом не находящемся в Московской области. Введенская церковь почти у берега реки Протва, на улице Циолковского. Я близко не подходил; сегодня церковь действует и является старообрядческой, как и после её открытия в 1906 году.
Протва и мост в створе улицы Коммунистической, проходящей из центра Боровска через все слободы к востоку.
Дальше по улице Коммунистической.
Памятник протопопу Аввакуму – одному из идейных вдохновителей великого раскола. Аввакум некоторое время томился в башне в Пафнутьево-Боровском монастыре, затем его сослали в Пустозерск, находящийся далеко на севере за Полярным кругом. Но и там он всё никак не умирал, и в 1682 году, уже после смерти Тишайшего царя Алексея Михайловича, его всё-таки сожгли.
Памятник установлен рядом с Покровским старообрядческим собором, который наконец-то начали реставрировать. Строительство такого большого старообрядческого храма стало возможно после того, как был принят манифест о веротерпимости в 1905 году. Собор заложили в 1912 году, но полностью отделать внутри не успели до революции. В 1928 году он был закрыт и заброшен.
Деревянные домики с резными наличниками тоже есть в Боровске. Если присмотреться, можно увидеть резные фигуры слонов и драконов.
Следующий объект – Борисоглебская церковь 1704 года.
Домик возле церкви.
Прекрасный храм в стиле барокко. Он пережил многое: французы устраивали в нём конюшню, нацисты хранили здесь боеприпасы, а коммунисты хотели его снести, т.к. он мешал движению по улице Коммунистической. К счастью, он стоит до сих пор.
Дальше я долго шёл по заснеженной улочке вдоль Протвы. Сверху падал мокрый снег, температура перевалила за 0 градусов в плюс, и стало подтаивать.
А шёл я к церкви Рождества Богородицы в Роще. Формально это уже не Боровск, а село Роща.
Храм возведён в 1708 году на месте более старой деревянной церкви.
Внутри потрясающее убранство в стиле барокко, есть росписи. Храм не закрывался в годы советской власти и во многом сохранил обстановку 18 и 19 столетий.
Церковь прекрасно украсили к празднику Рождества.
Церковь Рождества Богородицы в Роще находится на старом кладбище. Более всего она знаменита тем, что в 1880 году в ней венчался Константин Эдуардович Циолковский.
По дороге в Пафнутьево-Боровский монастырь.
Серо-сизая мгла из-за мокрого снега с дождём, под ногами мокрая каша. Вид на Пафнутьево-Боровский монастырь с берега монастырского пруда.
У Святых врат монастыря. Территориально он находится в деревне Рябушки, но она, как и соседняя Роща, входит в боровскую агломерацию. До революции в Рябушках жило много старообрядцев, а в Боровске на рубеже 19 и 20 столетий их было и вовсе 70% - абсолютный рекорд, особенно для Центральной России.
Рождественский вертеп. В основном встречается в западном христианстве, но и в России в последнее время такое популярно.
Основателем и первым настоятелем обители стал Парфений, внук крещёного баскака, в монашестве ставший Пафнутием. Пафнутьев монастырь в силу своего расположения был очень богат. Уже в 1520-х годах появились мощные стены с башнями, и монастырь превратился в одну из главных крепостей внешнего пояса обороны Москвы. До Ивана Грозного южнее Калуги русских земель не было, а только Дикое поле и Великое княжество Литовское.
После Великой Смуты, в 1635 году, крепость в Пафнутьево-Боровском монастыре была усилена, тогда и появились мощные башни, дошедшие до наших дней. Русские государи понимали, что основная угроза всегда приходит с запада.
Фрагмент Братского корпуса 17 века.
Вход в Трапезную палату, которая появилась в 1511 году. Но я почему-то внутрь не зашёл.
Гостиничный корпус 17 века.
Погребной корпус на столетие старше, 16 век. На втором этаже в 19 веке были пробиты новые окна, а старые заложили кирпичом.
Рождественские ёлки возле Трапезной палаты.
Большая монастырская колокольня пристроена к Трапезной палате. Она появилась в 1690 году взамен старой многопролётной звонницы.
Площадь с собором Рождества Богородицы. Трапезную жёлтого цвета пристроили в 1837 году, а сам собор появился в 1584-1586 гг. Собор второй по счёту каменный храм на этом месте, первый возвели ещё в 1467 году и расписывал его знаменитый Дионисий.
Внутри собора весьма изящный иконостас, фрески разного исторического периода, старинные иконы и приятная атмосфера.
-
Ильинская церковь (1670 г.) с Больничной палатой.
Пристроенная к Настоятельскому корпусу церковь Митрофана Царьградского (1760 г.).
Фрагмент Братского корпуса, вытянутого вдоль стен.
Затёртая от времени старая фреска на стене собора Рождества Богородицы.
Изрядно промочив ноги в дурацких швейцарских ботинках, неприспособленных для прогулок по зимней России, я покинул монастырь и Боровск, хотя время позволяло найти ещё пару храмов. Не по такой погоде, пожалуй…
Отдельная благодарность автору за содержательность и краткость пояснений к фото.
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.