Россия > Саратовская область > По следам поволжских немцев и русских земледельцев. (33 Фото)
По следам поволжских немцев и русских земледельцев.
01 мая 2019
Очередная поездка на автомобиле на длинные выходные, в радиусе 500 км. На этот раз мы проехали параллельно левому берегу Волги между двумя областными центрами, посетили места, которые несколько веков назад заселяли немецкие колонисты и русские переселенцы, среди которых было немало и старообрядцев. К сожалению, от последних почти ничего не сохранилось, поэтому все сельские православные храмы в галерее "нормальные", РПЦ. Первая остановка - село Ивантеевка на севере Саратовской области. Оно расположено ближе к Самаре (150 км), чем к Саратову (300 км).
Храм Троицы Живоначальной новодел, как видно, однако само село старинное, основано ещё в 1768 году. Проживали здесь в основном русские и украинцы, в том числе и старообрядцы. Особенно много их селилось по берегам рек Большой и Малый Иргиз в окрестностях.
Внутри храма уже проводят службы, внутренняя отделка ещё не закончена.
Примечательно, что до революции село Ивантеевка относилось к Самарской губернии.
Плоская степь в районе города Балаково. Видно одно из многочисленных промышленных предприятий.
Небольшое село Маянга за Балаково. Основано в 1760 году, здесь также селились и старообрядцы.
Храм Михаила Архангела в селе Маянга уже третий на этом месте. Построен в 1907 году, стиль скорее всего эклектика с влиянием псевдорусского стиля.
В 19 веке село также относилось к Самарской губернии, хотя находится уже ближе к Саратову.
Покидая село, обратили внимание на косые взгляды со стороны местных. Однако самая неадекватная реакция от местных в Саратовской области была ещё впереди)
Едем всё дальше. Село Зоркино Марксовского района Саратовской области. Над селом возвышается шпиль главного храма.
Капитальный старый дом, как в уездных городах.
Улица Первомайская.
Главный храм Зоркино - лютеранская церковь Иисуса Христа. Село было основано в 1770-х годах немецкими колонистами из Гессена, Саксонии и Нассау, получило название Цюрих-на-Волге.
Рядом с кирхой теперь гостиница. Продолжение улицы Первомайской.
Кирха Иисуса была возведена в 1877 году на месте деревянной в романско-готическом стиле (конечно с приставкой нео). Здание с 48-метровой башней с четырьмя часами, органом и вместительностью до 900 человек появилось по проекту известного берлинского зодчего Иоганна Эдуарда Якобшталя.
Сегодня кирха в бывшем Цюрихе-на-Волге наполовину новодел. Она является одной из немногих в регионе, которая не была снесена в годы советской власти и в сравнительно неплохом состоянии сохранилась до наших дней. Но в 1992 году в здании произошёл пожар, после чего кирха была заброшена.
С 2013 года силами частной компании, созданной потомком поволжских немцев Карлом Лоором, началось восстановление кирхи. Торжественные мероприятия по случаю открытия храма произошли 3 октября 2015 года.
Внутри лютеранской кирхи Иисуса Христа. Реставраторы старались восстановить интерьер близко к оригинальному, но честно говоря, новодел всё же виден.
-
Просторный зал кирхи. Можно подняться и на второй этаж.
Алтарь. В наши дни службы проводятся редко (по-моему иногда по воскресеньям), также проходят органные концерты.
На стене можно посмотреть иллюстрированную историю восстановления кирхи. Также есть фото участников компании и фонда, руководителем которых является Карл Карлович Лоор.
-
Последняя остановка - село Липовка Энгельсского района, уже недалеко от Энгельса и Саратова. Первоначально было известно как поселение Шефер, основанное 1 августа 1766 года выходцами из Саксонии и Пфальца. В первые 50 лет село развивалось медленными темпами, в основном из-за набегов киргиз-кайсаков (казахов), в 1774 г. колония была ими разграблена.
Почта в деревянном домике. Удивительно, но в 1859 году Липовка показана в составе Самарской губернии, территория которой отличалась большой протяжённостью на левобережье Волги.
Лютеранская кирха в Липовке была построена в 1906 году. По размерам она едва ли не больше кирхи в Зоркино, однако ей повезло гораздо меньше.
-
Интерьер кирхи полностью разрушен.
Но даже в таком виде она способна произвести впечатление, особенно на любителей гулять по руинам. Когда делал этот кадр, справа заметил двоих товарищей, употребляющих спиртное на руинах. Они просто обалдели, увидев меня и фотоаппарат)
Я зашёл под главный вход и ещё сделал пару снимков.
-
Когда делал последний кадр перед отъездом, из-за угла вдруг вышел ещё один абориген в изрядном подпитии с фингалами под глазами и разразился отборнейшей бранью. Увидев самарские номера машины, рассвирепел ещё больше. Наш доблестный водитель хотел уже обновить ему фингалы, но я посоветовал не связываться и уезжать, тем более что остальные уже были в салоне.
Так и покинули мы бывшую колонию Шефер, ныне пребывающую в запустении.
Выражаю большое уважение за фото-героизм - действительно бывает трудно иногда противостоять....))
Очень интересна судьба культовых сооружений. Возраст кирх близок к калининградским.
elena.shustrova, благодарю) Отморозки в Саратовской области те ещё, даже не ожидал я такого)) До этого последний раз мне угрожали в Баку. А так у меня в основном проблемы возникают разве что с бабульками в храмах)
Присоединяюсь к вышесказанному.
А что поволжские немцы ещё живут в тех краях?
А что поволжские немцы ещё живут в тех краях?
Поволжских немцев в сёлах не осталось, я думаю. Кое-кто живёт в городах, в Саратовской и Самарской областях. И в Казахстан высылали их немало.
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.