Россия > город Москва > Рогожский поселок. Центр русской православной старообрядческой церкви. (22 Фото)
Рогожский поселок. Центр русской православной старообрядческой церкви.
Ноябрь 2015
Духовный центр старообрядцев-поповцев возник в этом месте при Екатерине II. Сначала возле Рогожской заставы было создано Рогожское кладбище, где хоронили старообрядцев, относящихся к поповцам - одному из направлений русского старообрядчества. После победы над эпидемией чумы, большой вклад в борьбу с которой внесли купцы-старообрядцы, Екатерина разрешила им строить у Рогожского кладбища свои храмы. Общий вид со стороны Рогожского кладбища, которое осталось за спиной.
А это главный вход со стороны улицы.
Пройдя через ворота, сразу открывается вид на Покровский собор - первый из каменных построек Рогожского поселка. Построен в 1790-е годы архитектором Матвеем Казаковым. К нему еще вернемся.
Воскресенская церковь-колокольня появилась гораздо позже, в 1906 году. В это время старообрядчество переживало очередной подъем. Вышли из тени купцы-старообрядцы, формировался свой архитектурный стиль - разновидность модерна. И в Рогожском поселке появился свой Иван Великий - колокольня, лишь немногим уступающая ему по высоте.
Высота колокольни почти 80 метров. Зайдя в церковь, меня тут же "допросила с пристрастием" служительница. А так как бороду я не ношу и на старообрядца не похож, меня попросили освободить помещение. Мол, просто поглазеть не надо, это не музей, а действующий храм. А молиться "никонианцу" в старообрядческом храме строго запрещено, это считается за осквернение.
Идем дальше. Небольшое здание, где расположена воскресная школа.
Еще один собор на территории Рогожского поселка - Рождественский, построенный в 1804 году.
В архитектуре собора прослеживаются черты псевдоготики, которая в начале 19 века была старообрядцам весьма симпатична. Стиль напоминает баженовский, однако на самом деле архитектором Рождественского собора был не Баженов, а Жуков.
При коммунистах Рождественский собор был обезглавлен, разграблен и превращен в столовую. С конца 1990-х годов Рогожский поселок был возвращен верующим, и собор вместе с другими постройками был восстановлен.
Колокольня и хозяйственные постройки. Интересно, что нижний храм в колокольне в советское время был открыт и действовал как старообрядческий.
Никольская церковь. Впервые появилась в 1776 году при Рогожском кладбище. Но в 1860 году храм был перестроен единоверцами - еще одной разновидностью старообрядцев, которые признавали Московского патриарха.
-
Пройдем в бывший сад. Крестильная часовня восстановлена в последние годы.
А вокруг Рогожского поселка современная Москва.
От пруда открывается превосходный вид на ансамбль Рогожского поселка.
Во второй половине 19 века старообрядчество вновь переживало период упадка в связи с политикой императора Николая I. Были введены жесткие ограничения на службы, пропагандировалось, что быть старообрядцем - это, скажем так, не современно, и не отвечает понятиям истинной веры.
Эту политику продолжали вплоть до 20 века оба Александра - Второй и Третий.
От мостика еще раз вид на два главных собора и колокольню. Слева Рождественский собор, справа - Покровский.
И Никольская церковь, принадлежавшая в 19 веке единоверцам. Т.к. это течение признавало Московский патриархат, отсюда и стиль храма, отсылающий к московско-ярославской архитектуре 16-17 веков.
Покровский собор хранил иконы, которым по 600 лет. До революции здесь была настоящая кладовая старообрядцев, при коммунистах же многое было утрачено.
Я решил зайти внутрь. Там было невероятно темно, но можно было разглядеть деревянные полы и убранство, на глаз не отличающееся от новообрядческих, "никонианских" храмов. Я запечатлел вход в собор, и тут же был схвачен налетевшими на меня бабками. Для старообрядца фотосъемка - тяжкий грех, особенно если это делает "неверный". Мне стоило большого труда объяснить, что я не шпион, не "шайтан" и не "шаман-вредитель". Все равно позвали охранника, который к счастью оказался более адекватным человеком. Внутри я не снимал, поэтому меня отпустили с миром, хотя и вот эта фотография в общем-то тоже запрещенная.
В новообрядческих храмах Московского патриархата ситуация бывает не лучше, и с этим я сталкивался не раз в Москве, а через два дня столкнулся и в Воронеже. А говорят, что например в Узбекистане вообще могут заставить отформатировать ВСЮ карту памяти, если обнаружат хотя бы один снимок, который по мнению полицейских "запрещенный". Ну а пока через боковой вход я покинул Рогожский поселок.
Очень интересное место. Осенью выглядит совсем иначе.
Интересно - и особое уважение за риск))))
Да, туризм дело опасное)особенно религиозный туризм. Давно известно, что верующие люди самые фанатичные и бескомпромиссные)Всего можно ожидать.У меня такое тоже частенько бывает, когда на тебя смотрят, будто бы не храм, а военный секретный объект снимаешь)
проезжаю часто на электричке это место ,но дойти никак не получается
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.