Россия > Джейрах-Таргим > В стране вайнахов (14 Фото)
В стране вайнахов
К. Ган. Путешествие в страну пшавов, хевсур, кистин и ингушей. (Летом 1897 г.)… Скоро мы достигли аула Гули, где тамошние люди нас встретили с большими почестями. Среди них выделялся молодой ингуш с живым умом. Он хорошо говорил по-русски, был грамотен и стремился усовершенствовать свои знания. Он упрашивал нас, чтобы мы непременно прислали ему книг для чтения, что нами и было исполнено по приезде во Владикавказ.
Мы теперь очутились в долине Аси-чая, но скоро, по кратчайшему пути поднявшись на невысокий перевал, приехали к его притоку Цори-хи, на правом берегу которого живописными террасами расположился аул Цори.
Многочисленные башни тут выбелены с наружной стороны сверху до низу и вследствие этого выглядят приветливее, чем мрачные, серые или черные башни других аулов, даже надгробные памятники все выбелены. Замечательно то, что на могиле впереди ограды из камней, расположенных в форме прямого четырехугольника в семь футов длины и три фута ширины, поставлен еще в головах плоский камень, вышиною в сажень.
Среди этих ящикообразных памятников красуется также несколько мавзолеев в арабском стиле, какие часто можно видетъ на Северном Кавказе, в Кабарде и в Осетии. Недалеко отсюда, у хутора Лиешти, мы опять приехали в долину Асичая. Как и всюду в этой местности, так и тут при соединении двух рек красуется на горе маленькая крепость. Следуя по течению реки, мы ехали в лиственном лесу, где цветущие липы распространяли чудный аромат: позже встречаются группы Pinus sylvestris и Tamarix. Очень живописный характер долина принимает у аула Бирк. Тут река проложила себе путь в узкой теснине среди громадных скал, большие глыбы которых обвалились в русло, так что вода, пенясь, падает через них причудливыми водопадами, а по сторонам и на ближайшем холме, будто на страже, стоят хорошо сохранявшиеся башни. Уже стемнело, когда по узкой тропе, фланкированной высокими башнями, мы въехали в большой, когда-то сильно укрепленный аул Пуй. Тут, как и в Мусо, в чистой кунацкой мы нашли радушный прием и хороший ночлег.
В двух-трех верстах от аула Пуй речка Асичай впадает в р. Ассу, берущую начало в северо-западной Хевсурии. Река тут еще не отличается быстрым течением и имеет несколько футов глубины. По обеим сторонам расположены многочисленные аулы ингушей. Со своими высокими башнями среди эеленых лугов и пашен они представляют довольно живописную картину, на заднем фоне которой высокая цепь причудливых серых скал с красным отливом подымается высоко к небесному своду. Но скоро картина изменяется. Скалы ближе подступают к самой реке, не видно больше человеческих жилищ, а река становится все бурнее. Подобно разъяренному зверю, река, обратившись в бурный поток, неистовствует в узкой теснине и с ревом перебрасывает свои пенистые воды через громадные скалы, которые как будто хотят загородить ей путь. От этого неистового рева будто трясутся высокие утесы и постоянно сбрасывают в русло маленькие и большие глыбы. На громадном обломке скалы, лежащем в самой средине воды, красуется старая крепость, когда-то угрожавшая путнику, но теперь нас ничто не задерживает. Частые мосты перекинуты через реку. Хотя берега с обеих сторон довольно круто подымаются, склоны все-таки заросли красивым лесом почти до самых вершин. В этом отношении долина Ассы живо напоминает долину болкарскаго Чорока (см. мою статью в “Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа”, вып.. XXV). Нам доставляло большое наслаждение ехать рядом с бушующей рекой, в тени цветущих лип и других деревьев, на ветвях которых многочисленные легкокрылые пташки пели свои веселые песни. Р.Асса имеет со многими кавказскими горными потоками ту особенность, что она в верхнем течении местами сравнительно спокойна, но там только проявляет свои демонические силы, где прорывается через горную цепь, которая препятствует ее пути. Это мы видим у Терека, Аргуна и других. Но если мы сравним долины этих трех рек, то по очаровательной красоте и величественности Терек уступает Аргуну, а этот опять далеко уступает р. Ассе.
Закат на перевале Цой-Лоам
Лялах крупный башенный поселок замкового типа. Здесь три боевых и двадцать две башенных строений. По описанию кандидата исторических наук Д. Чахкиева, боевые башни Лялаха являются ключевыми опорными центрами отдельных, но тесно взаимосвязанных сложных замков и достигают высоты 26 метров. Во всех боевых башнях на первых этажах находились каменные "мешки" - отсеки - для хранения припасов, здесь же содержались и пленники. Имеются многочисленные узкие бойницы для огнестрельного боя, каменные навесные машикули - балкончики - опоясывают верхние этажи построек, прикрывая снизу крупные боевые стрельчатые амбразуры. В целом эти башни отличаются своими пропорциями, внешним видом и новизной форм от аналогичных сооружений края, - пишет ученый. По преданиям, в Лялах проживал строитель башен по имени Арсамак - знаменитый зодчий, воздвигнувший башни не только в Ингушетии, но и в соседних районах - в Грузии, Осетии. Рассказывают, что здесь жили искусные мастера по вышиванию золотыми и серебряными нитиями, были умелые портнихи. Обследовавшие замковый комплекс Лялах Д. Чахкиев и другие ученые отмечают, что в окрестностях поселения Лялах, на северной и восточной сторонах, разбросаны 8 коллективных склеповых усыпальниц позднего средневековья. Усыпальницы сильно повреждены или же полуразрушены. Здесь же упоминаются два столпообразные святилища.
перевал Цой-Лоам. 2200 метров над уровнем моря
башенный комплекс Лялах
Снежные вершины Кавказского хребта
за хребтом Грузия
Вовнушки
вид на аул Таргим. на переднем плане остатки древнего христианского храма, в котором можно угадать принадлежность к Грузинской церкви
последние лучи уходящего дня
Фуртогский водопад — второй по величине в горной Ингушетии (после Ляжгинского водопада), однако первый по легкодоступности для осмотра. Он расположен в самом начале Джейрахского ущелья, на склоне Столовой горы, в километре от села Фуртоуг. Подземные ручьи и талые воды, спускаясь, образуют ручей ГIалгIай-чоч, который, падая с высоты 12 метров, создает красивое зрелище, привлекающее туристов. Дополнительный интерес представляет каньон ручья, с отвесными скальными склонами, сложенными из выступающих на поверхность магматических пород, с которых также падают более мелкие струи воды.
река Гулай-хи
дорога в сторону Дарьяльского ущелья
к Ляжгинскому водопаду
что то Лермонтовское...
Шикарные фотографии! Смотришь, и невольно подсознание перемещает в эти красивые пейзажи, где невозможно не восхититься красотой гор, не услышать шум бурлящих водопадов. Спасибо за рассказ и фотоподборку!
Еще ничего подобного не видела - вот он какие, оказывается, парящие в небе горные вершины! Великолепие суровой природы впечатляет, отличные фотографии!
Спасибо за Ваше внимание!!!! Приятно, что понравилось!
Замечательная галерея - и по содержанию, и по качеству фото.
ПРисоединяюсь к выше сказанному. Природа лучший архитектор.
красиво!
Классно! Смотрю и восхищаюсь. Спасибо.
Автор, можно узнать Вашу почту? Если Вас не затруднит, отправьте мне что-нибудь на ptg.net@ya.ru. Заранее благодарю!
Потрясающие виды!
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.