Украина > Каменец Подольский > Кафедральный костел св. апостолов Петра и Павла (15 Фото)
Кафедральный костел св. апостолов Петра и Павла
Кафедральный собор Петра и Павла Построенный в конце XV — на рубеже XVI столетия, возможно, на месте древнерусской церкви, Петропавловский костел в виде трехнефного сооружения несколько раз достраивался. Его строительная история богата, характерна редким сплетением стилей.
На протяжении XVI-XVII века с северной и южной стороны достраиваются часовни св. Причастия, утешения Богородицы и Непорочного зачатия, с восточной стороны — новая алтарная часть (пресвитеров). На ландкарте Томашевича 1672 года Петропавловский костел уже изображен в виде Т-образного в плане сооружения. Во время турецкого ига костел использовался как мечеть. Тогда же с западной стороны достраивается минарет.
В 1756 году на минарет устанавливается бронзовая статуя Мадонны высотой 4,5 м, которая была отлита в Гданьске. Мадонна стоит на земном шаре с полумесяцем. Земной шар обвит змеей с яблоком. Над головой Мадонны нимб из двенадцати звезд. Эта символика заимствована из раннехристианских произведений. Например, в Апокалипсисе, который написан в середине I века нашей эры, сказано: «И явилось на небе великое знамение: жена облаченная в солнце: под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». Из книги «Бытия» известно, что змий соблазнил первых людей Адама и Еву на непокорность Богу и они съели плод с дерева познания добра и зла. За это Бог изгнал их из рая «и сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Это изображение символизирует искупление первородного греха людей.
У католиков культ Богородицы очень популярен. Николай Дембовский, епископ Подольский, решил использовать минарет, как пьедестал для статуи Богородицы.
В XVIII-XIX веке костел реконструируется в стиле барокко и псевдоготики. Тогда же Джованни Сампини расписывает интерьер костела, копирует картины известных итальянских художников XVI века — Корреджо, Гвидо Рени. Внутреннее убранство, деревянная резьба, витражи оживают под звуками старинного органа, изготовленного австрийской фирмой «Карл Хессе» в 1857 году специально для костела.
Венчают вход в костел ворота, построенные по типу однопрогоновой триумфальной арки в стиле позднего барокко. Арку украшает скульптурная группа в виде четырех ангелов и центральная фигура святого Яна. На фризе с восточной стороны латинская надпись: «Здесь проходил король Станислав Август 11 ноября 1781». Эта надпись и документальные упоминания свидетельствуют, что ворота были построены в 1781 году, в честь приезда в Каменец-Подольский польского короля Станислава Августа.
Кафедральный собор Петра и Павла
В середине XIX века венскими мастерами здесь установлен один из самых звучных и больших органов в Украине, на 972 трубы. При советской власти собор использовался в качестве музея атеизма. Надо отдать должное музейным хранителям: они сберегли все детали алтаря, внутренний интерьер, фрески и предметы религиозного культа – дароносицы и лампады. Когда-то город был центром епископии, и в боковом притворе собора под мраморными плитами захоронены тела пяти наиболее выдающихся епископов. Здесь же в особых сосудах хранятся их забальзамированные сердца. Внутри храма, как дань мусульманскому присутствию, высится мираб, покрытый изумительной каменной резьбой. Комплекс сооружений костела в настоящее время используется диецезией римско-католической церкви. Здесь находится и резиденция епископа. Каменец-Подольску вернули статус одной из пяти украинских католических епископий. За костелом как символ «вертограда господня» – прекрасно ухоженный цветник с вечнозелеными буксом и можжевельником, прекрасный розарий. Здесь в виде окаменевшего дерева с раскрытой на ветвях книгой стоит памятник «Гектору Подольскому» – Юрию-Михалу Володыевскому.
Принимая во внимание число эпох, которые отразились на теперешнем облике собора или костела св. Петра и Павла в Каменце, не сложно понять, почему поляки называют его «малым Вавелем». Нет значительного события на Подолье, которое не было бы непосредственно или косвенно связано с историей Каменца и его собора. Нет епископа или коменданта крепости, память о котором не сохранилась бы для потомков в стенах собора, и поэтому он стал монументальной летописью Подолья.
Замечательная галерея! Качественные снимки, комментарии по месту.
Спасибо! В 1987г. орган здесь слушала. С Вашей галереей вернулась в молодость.
Большое всем спасибо!!!!Очень рада!!!
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.