Италия > город Рим > Собор Святого Петра (21 Фото)
Собор Святого Петра
Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него, кстати, остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина, и туда перенесли останки св. Петра, принявшего в 66 г. мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великим Императором Запада. В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма. Площадь св. Петра
Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытыми фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.
Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающих к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.
Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытыми фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.
Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающих к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.
Высота фасада, построенного архитектором Мадерно, 45 м, ширина — 115 м Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла». Рельефы крайнего левого портала — «Врат смерти» — созданы в 1949—1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу.
Назвать автора собора не представляется возможным. Его нет. Ни один проект не был осуществлен полностью. Здание, украшающие сегодня главную площадь Ватикана, результат соединения нескольких проектов разных архитекторов двух эпох. Эпохи Возрождения и эпохи барокко.
Первый проект цитадели католического мира принадлежит Донато Браманте. Его унаследовал Рафаэль. После смерти мастера из Урбино строительство возглавил Антонио да Сангалло, существенно отредактировавший проект Браманте (Рафаэль его фактически оставил неизменным) по мнению современников в лучшую сторону.
Строительство шло медленно. Средств катастрофически не хватало. Одним из методов их получения стало увеличение количества продаваемых индульгенций. Что стало поводом и одной из причин начала Реформации.Так, создавая монумент незыблемости своей власти, понтифики спровоцировали восстание против нее. А в 1527 году, после разграбления Рима войсками испанского короля Карла V и, по совместительству, императора Священной Римской империи, строительство и вовсе остановилось. В 1535 году недостроенный храм был более похож на древние руины, чем на главный храм католического мира.
Переломным в истории собора стал год 1546. Главным архитектором после смерти Антонио да Сангалло стал (вопреки всем ожиданиям и даже собственным желаниям) Микеланджело Буанарротти. Правда, сначала эту должность занял Джулио Романо, но умер несколько месяцев спустя, на судьбу и облик собора он нисколько не повлиял. Храм отошел в ведение 72-летнего флорентийского мастера. Он отказался от вознаграждения предлагаемого Папой. Собор Святого Петра стал его данью Богу.
Папский дворец.
Создавая проект храма Микеланджело, опирался на первоначальный проект Браманте, чей талант он ценил и уважал, несмотря на то, что считал его одним из главных своих врагов. Кстати, в свое время именно собор Святого Петра стал причиной их главной ссоры. Микеланджело верил, что именно Браманте помешал ему осуществить грандиозный проект гробницы Юлия II.
Автор идеи постройки нового собора Святого Петра отводил ему не только роль символа могущества папского престола, но и собственного мавзолея. Однако несколько десятилетий спустя Микеланджело возрождает проект своего старого соперника, естественно видоизменяя его в соответствие со своим вкусом и мировоззрением.
*
Собор, задуманный Браманте, был масштабен, великолепен (недаром мастер при его создании использовал опыт строителей Пантеона и Колизея).
*
Храм Микеланджело не просто велик, он грандиозен (хотя и был несколько меньше здания спроектированного Браманте). Он задуман как символ бесконечного могущества высших сил, не человека, как было в проекте эпохи Возрождения.
Под сенью его купола (остающегося и сегодня самым большим в мире) было место всему христианскому миру. Как под сенью первого великого купола Италии (создавая проект своего, Микеланджело внимательнейшим образом изучил этот проект Брунеллески), венчающего Санта Мария дель Фьоре, главный собор Флоренции было место всей Тоскане. Завершить купол Микеланджело не успел. Его строил (опять же несколько изменив) Джакомо делла Порта.
*
Швейцарская гвардия
*
Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму.
В 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны).
Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.
Микеланжело возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.
Словно в соборе Святого Петра побывал. Спасибо за фотоэкскурсию, всё великолепно
Изумительные фото! Спасибо огромное!
Замечательная экскурсия.
мне понравилось,очень детально и четко
Очень хорошая галерея и рассказ. Какой богатый собор! не верится, что это сделано руками человека. Мозаичные работы - это ооочень кропотливый труд. Микелланджело и остальные мастера - молодцы!!! Спасибо. Отдельное спасибо автору фото за детали.
Фотографии прекрасные, удивительно, как много хорошего получилось в интерьере, там ведь довольно темно! Но неужели автор не поднялся на смотровую площадку на купол?!! Как такое могло получиться?
Фотографировать в церкви действительно очень тяжело, там достаточно темно, искусственного освещения мало, а делать фото мозайки на потолке и внутри куполов и подавно. А на счет смотровой площадки скажу так: у нас уже сил не было идти ПЕШКОМ (320 ступеней и жара + 35 градусов) так высоко наверх, мы решили, что сходим в следующий раз.
фото потрясающие! я сама там была лет 5 назад и на смотровую поднималась(прокляла все на свете, пока поднималась), но все фотки - сплошная чернота или нечетко.
это просто невероятно, что получились такие четкие и достаточно светлые фото несмотря на темноту в соборе!
это просто невероятно, что получились такие четкие и достаточно светлые фото несмотря на темноту в соборе!
Очень понравилось, в том числе комментарии (без них было бы не так интересно)
Действительно невероятно, как в полутемном соборе получились такие прекрасные фотографии.Спасибо.
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.